Пока тысячи компаний открываются и закрываются, существуют несколько десятилетий, лет, месяцев, а то и вовсе считанные дни, в Японии работает старейшая непрерывно действующая компания в мире. По сравнению с ней даже фирмы с 200-летней историей кажутся новичками на рынке. Потому что она действует вот уже почти полторы тысячи лет.
Эта компания ведет свою историю с 578 года. Ее история началась с возведения одного из старейших центров буддизма в Японии — буддийского храма Ситэнно-дзи в Осаке. И до сих пор основная деятельность компании — строительство. А называется она Kongo Gumi. Основал предприятие корейский плотник, специализирующийся на строительстве буддийских храмов. Как так вышло?
В конце VI века по Японии молниеносно распространялся буддизм. И хотя большинство жителей этой азиатской страны к тому моменту исповедовали даосизм, даже королевская семья оказалась напрямую вовлечена в массовое принятие новой религии. Строительство буддийского храма было важным шагом на пути к этой цели, но в стране не было мастеров, знакомых с архитектурой буддийских храмов. Поэтому в Японию из Пэкче, одного из Трех древних корейских государств, наряду с Когуре и Силла, выписали трех плотников — миядайку. Они были родоначальниками семьи Конго, а заодно — будущими основателями Kongo Gumi.
После завершения строительства Ситэнно-дзи в 593 году, Конго-гуми продолжала активно участвовать в строительстве и реставрации буддийских храмов и святилищ по всей Японии в течение почти тысячелетия. И хотя Ситэнно-дзи сыграл большую роль в успехе предприятия, этого все же было недостаточно, чтобы удержаться на плаву столь невероятно долгое время. По словам доцента Университета искусств и культуры Сидзуока Хидекадзу Соне, своим долголетием компания обязана мастерству своих рабочих и управленческим способностям начальства.
Отдельные записи говорят, что на протяжении всего своего существования Kongo Gumi нанимала только самых искусных плотников и мастеров Японии. Конкурируя между собой, они привносили все более совершенные технологии, предлагали уникальные находки, и в итоге предприятие развивалось куда быстрее своих конкурентов, опережая их на несколько шагов.
При этом Конго никогда не позволяли ставить семейные традиции выше блага компании. Так, в период Эдо (1603–1868) Kongo Gumi испытывала серьезную конкуренцию со стороны других групп плотников, и чтобы обеспечить выживание бизнеса, выбирала руководителей только с необходимыми навыками плотницкого дела, чтобы вдохновлять сотрудников, и хорошими навыками управления. Если кто-то из начальников оказывался недостаточно привержен своему делу, его меняли. Также и сыновей семейства не ставили на руководящие должности, если у них не было требуемых качеств и навыков. А когда в семье не было наследников мужского пола, Конго следили за тем, чтобы дочери выходили замуж за настоящих мастеров плотницкого дела и выдающихся администраторов ради блага компании.
На протяжении всего своего существования Kongo Gumi столкнулась с множеством проблем. Наиболее заметными из них были Великая депрессия — тогда 37-й глава Kongo Gumi Конго Харуичи покончил с собой из-за финансовых трудностей — и Вторая мировая война, во время которой строительство буддийских религиозных зданий было не востребовано.
Тем не менее, предприятие удержалось на плаву до 2006 года, когда ее приобрела более молодая строительная компания из Осаки. К тому моменту Kongo Gumi накопила большие долги и больше не могла работать самостоятельно.
Несмотря на то, что сегодня Kongo Gumi работает как дочерняя компания Takamatsu Construction Group, ее история по-прежнему вдохновляет многих в Японии. Клан Конго до сих пор пользуется большим уважением среди плотников, но в самой Kongo Gumi сейчас работает только один потомок великих строителей.
Не удивимся, кстати, если выяснится, что кто-то из предков Конго знал, кто воздвиг в Перу древний храм и театр, построенные больше 4000 лет назад.