Глядя на небо, мы считаем его бескрайним — мысль о том, что в таком просторе могут столкнуться самолеты, кажется абсурдной. Увы, в истории авиации не раз случалось так, что воздушным судам было тесно в безбрежном небе. Vokrugsveta.ru рассказывает о крупнейших столкновениях самолетов в воздухе.
Столкновение над Боденским озером
1 июля 2002 года пассажирский самолет Ту-154М «Башкирских авиалиний» вылетел из Москвы в Барселону. Тем временем грузовой Boeing 757 авиакомпании DHL выполнял рейс Бергамо — Брюссель. Спустя несколько часов лайнеры начали опасное сближение друг почти под прямым углом в районе Боденского озера, на границе Германии, Швейцарии и Австрии.
Швейцарский диспетчер Петер Нильсен, работавший без отлучившегося напарника, с опозданием заметил, что самолеты находятся на одном эшелоне. Он дал экипажу Ту-154М команду снизиться, тогда как установленная на борту автоматическая система предупреждения столкновений (TCAS) сигналила о необходимости набрать высоту. Командир принял решение послушаться диспетчера.
Между тем экипаж Boeing 757 получил от TCAS команду на снижение и начал выполнять ее, одновременно пытаясь уточнить обстановку у диспетчера. Однако Нильсен в тот момент был занят переговорами с другим бортом. В последний момент пилоты обоих самолетов попытались избежать столкновения, но было поздно. В катастрофе погибли оба члена экипажа Boeing 757 и все 69 человек, находившиеся на борту российского самолета. Среди них было 52 ребенка.
В феврале 2004 года Петера Нильсена на пороге своего дома убил Виталий Калоев, потерявший в катастрофе жену и двоих детей. В 2005-м Калоева приговорили к 8 годам тюрьмы, но уже в 2007 году он вышел на свободу.
Трагедия над Гранд-Каньоном
30 июня 1956 года произошла крупная авиакатастрофа в небе над Большим каньоном (штат Аризона). В тот день самолет Douglas DC-7 компании United Air Lines, летевший из Лос-Анджелеса в Чикаго, столкнулся с лайнером Lockheed L-1049-54-80 Super Constellation компании и Trans World Airlines, который выполнял рейс Чикаго — Канзас-Сити.
В условиях облачности экипажи обоих самолетов отклонились от намеченных курсов, заодно дав пассажирам возможность полюбоваться завораживающие пейзажи Большого каньона. Из-за облаков и плохого обзора из кабины пилоты Douglas DC-7 только в последний момент увидели приближающийся слева Lockheed L-1049-54-80 Super Constellation. Избежать столкновения не удалось: Super Constellation сразу рухнул вниз, а поврежденный DC-7 пролетел еще некоторое расстояние и врезался в гору.
В катастрофе погибли все 128 человек, находившиеся на борту обоих самолетов. Трагедия заставила власти США обратить внимание на совершенствование системы управления воздушным транспортом в стране.
Катастрофа под Днепродзержинском
11 августа 1979 года неподалеку от украинского города Днепродзержинска (ныне Каменское) столкнулись самолеты Ту-134А и Ту-134АК «Аэрофлота». На борту лайнера, летевшего из Ташкента в Минск, находилась узбекская футбольная команда «Пахтакор», которой предстояло сыграть матч с минским «Динамо». Второй борт следовал пересекающимся маршрутом из Челябинска в Кишинев. Кроме того, рядом с двумя Ту-134 в воздухе находился Ил-62.
Вопреки действующим правилам, в тот день контролировать полеты на столь сложном и оживленном участке доверили молодому стажеру Николаю Жуковскому. Он неправильно подсчитал, что Ту-134 пройдут одну точку с разницей в три минуты. Заметив оплошность молодого коллеги, диспетчер Владимир Сумской дал команду экипажу Ил-62 подняться на высоту 9600 метров, а пилотам летевшего в Минск Ту-134 — занять освободившийся эшелон в 9000 метров. Но было поздно: два Ту-134 столкнулись в небе. Вскоре пилот пролетавшего неподалеку Ан-2 доложил о падении с неба обломков Ту-134. Катастрофа унесла жизни 178 человек, выживших в ней не было.
Столкновение над Чархи Дадри
12 ноября 1996 года в небе неподалеку от индийского города Чархи Дадри столкнулись пассажирский самолет Boeing 747 авиакомпании Saudi Arabian Airlines, выполнявший рейс Дели — Дахран, и грузовой Ил-76ТД авиакомпании Kazakhstan Airlines, летевший из Шымкента в Дели.
Полетом обоих воздушных судов руководил опытный индийский диспетчер, который скомандовал экипажу самолета Ил-76ТД занять эшелон на высоте 4500 метров. Однако грузовой самолет продолжил снижение и столкнулся с пассажирским лайнером. В катастрофе погибли 349 человек (312 из них находились на борту Boeing 747, а 37 — на борту Ил-76ТД), никто не выжил. По количеству жертв эта авиакатастрофа занимает пятое место в истории.
Согласно выводам расследования, основной причиной катастрофы могло стать плохое знание английского языка и непонимание команд диспетчера членами экипажа Ил-76ТД.
Столкновение над Загребом
10 сентября 1976 года самолет McDonnell Douglas DC-9-31 авиакомпании Inex-Adria Aviopromet, вылетевший из югославского (ныне хорватского) города Сплит в немецкий Кёльн, постепенно набирал высоту и пропорол крылом корпус лайнера HS-121 Trident 3B авиакомпании British Airways, летевшего из Лондона в Стамбул.
Оба самолета рухнули на землю. В катастрофе погибли 63 человека, находившиеся на борту Trident 3B, все 113 членов экипажа и пассажиров McDonnell Douglas DC-9-31 и один человек на земле (всего 177 жертв). Вину за происшествие возложили на авиадиспетчера Градимира Тасича, который находился на рабочем месте третью смену подряд и был на грани нервного срыва, из-за чего давал неправильные указания пилотам. Его приговорили к семи годам тюрьмы, но по итогам пересмотра дела Верховным судом Югославии он вышел на свободу через два года.
Столкновение над Сидзукуиси
30 июля 1971 года лайнер Boeing 727-281 компании All Nippon Airways совершал рейс из Токио в Саппоро. Когда он пролетал над поселком Сидзикуиси, с авиабазы Мацусима поднялись в воздух два учебных истребителя F-86 Воздушных сил самообороны Японии. Один из них пилотировал стажер, который, выполняя набор высоты с крутым поворотом, не заметил, что сближается с гражданским лайнером.
Инструктор, управлявший вторым истребителем, приказал подопечному срочно поворачивать влево, но было поздно. После столкновения пассажирский самолет потерял управление, начал пикировать и разрушился на высоте 4600 метров. Все 162 человека, находившиеся на его борту, погибли. Летчику истребителя удалось катапультироваться.
Крушение над Сан-Диего
25 сентября 1978 года лайнер Boeing 727-214 компании Pacific Southwest Airlines выполнял полет по маршруту Сакраменто — Лос-Анджелес — Сан-Диего. Заходя на посадку, он врезался в частный самолет Cessna 172 в котором находились инструктор и начинающий пилот.
От удара оба самолета рухнули на жилые кварталы. Погибли 128 пассажиров и семь членов экипажа Boeing 727-214, оба пилота Cessna 172, а также семь человек на земле. Причинами трагедии Национальный совет США по безопасности на транспорте назвал ошибки пилотов «Боинга» и авиадиспетчеров.