Vokrugsveta.ru продолжает цикл публикаций о таинственных исчезновениях самолетов гражданской авиации над Тихим океаном. В первой части мы рассказывали о пропаже в 1938 году «Гавайского клипера» — летающей лодки Martin M-130. Спустя 24 года такая же участь постигла пассажирский самолет Lockheed L-1049H Super Constellation, на борту которого находилось свыше 100 человек, — история этой крупнейшей в своем роде авиакатастрофы не менее таинственна и заслуживает обстоятельного рассказа.
Особый рейс борта N6921C
Если 1930-е стали началом эпохи регулярного авиасообщения между континентами, то к 1960-м полеты над океанами стали обыденностью, а уж как за это время изменились пассажирские самолеты! Lockheed L-1049 выглядел рядом с тем же Martin M-130 как гордый лебедь рядом с неказистым утенком. Взлетный вес до 54 тонн, пассажировместимость от 71 до 95 человек, крейсерская скорость 533 км/ч, дальность полета 6663 км при полезной загрузке 8,3 тонны делали этот самолет принцем среди авиалайнеров.
Всего было произведено 579 таких машин, в военно-транспортном и гражданском вариантах. Правда, сверхнадежным этот самолет не назовешь — в катастрофах был потерян практически каждый пятый Lockheed L-1049.
Lockheed L-1049H Super Constellation (борт N6921C) американской авиакомпании Flying Tiger Line, исчезнувший 16 марта 1962 года, находился в эксплуатации пять лет и за это время успел налетать 17 224 часа без каких-либо серьезных нареканий. Самолет регулярно проходил технические проверки, самая последняя из которых состоялась в феврале 1962-го.
В свой последний межконтинентальный рейс по маршруту Калифорния — Гонолулу — Уэйк — Гуам — Анхелес — Сайгон, N6921C направился со сдвоенным экипажем из 11 человек (семь пилотов и механиков и четыре стюардессы), члены которого должны были сменять друг друга по пути. Командиром лайнера был 48-летний Грегори П. Томас, налетавший свыше 19 500 часов (3562 из них именно на Lockheed L-1049H).
Пассажиры же, севшие на самолет на базе ВВС США Трэвис в Калифорнии, были не совсем обычными — лайнер зафрахтовали военные для перевозки во Вьетнам 93 американских и трех вьетнамских военнослужащих. На тот момент США уже вовсю готовились к прямому вмешательству в гражданскую войну во Вьетнаме, а пока американские специалисты участвовали в подготовке войск Южного Вьетнама в Сайгоне, куда и направлялся самолет со 107 людьми на борту.
Курс на Анхелес
14 марта 1962 года борт N6921C вылетел из Фэрфилда (Калифорния) и через 12 часов благополучно добрался до Гонолулу, где механики провели мелкий ремонт систем зажигания в первом и третьем двигателях самолета. Там же произошел и небольшой внутренний скандал — четыре стюардессы пожаловались на неудовлетворительную организацию отдыха членов экипажа на борту самолета. На острове Уэйк их сменили другие стюардессы — за это недовольные условиями труда бортпроводницы потом до конца жизни благодарили судьбу.
Во время пребывания на Уэйке опять пришлось ремонтировать системы зажигания на первом и третьем двигателях — местные механики еще раз поменяли свечи, катушки и провода. Ничего экстраординарного в этом, впрочем, не было — обычный технический момент.
Далее авиалайнер добрался до Гуама, где задержался всего на полтора часа для заправки. Члены экипажа рассказали, что на сей раз все системы работали безукоризненно и никаких ремонтов больше пока не требуется. Следующей остановкой должна была стать авиабаза Кларк в окрестностях филиппинского города Анхелес.
N6921C взлетел с Гуама около часа дня по Гринвичу 16 марта и сначала исправно поддерживал радиосвязь. В 14:22 по Гринвичу (00:22 местного времени) лайнер сообщил, что шестью минутами ранее прошел на высоте 5500 метров точку с координатами 13°40′ с. ш. и 140°00′ в. д. До посадки на базе Кларк оставалось еще около пяти часов лета, но топлива в баках Super Constellation в случае надобности хватило бы еще на три с лишним часа.
После этого диспетчер переключился на связь с другим авиалайнером, следовавшим из Гуама на Окинаву. В 15:33 (01:33 местного времени) в эфире возникли статические помехи — словно кто-то пытался выйти на связь. Но разобрать в этом шуме хотя бы одно слово не удалось. Когда в 15:39 диспетчер вновь попытался связаться с бортом N6921C, то не получил ответа. Запрос сыпался за запросом — молчание! В 19:43 (04:43 местного времени) пришлось объявлять чрезвычайную ситуацию.
Поскольку L-1049 имел на борту пять спасательных плотов вместимостью по 25 человек и 120 спасательных жилетов, оставалась надежда на то, что пилоты и пассажиры сейчас дрейфуют где-нибудь на волнах. На поиски отправились восемь кораблей и 48 самолетов, которые за несколько дней обследовали район предполагаемого падения площадью 520 тыс. км2 и не нашли никаких следов Super Constellation.
Единственная информация, которая могла бы пролить свет на судьбу исчезнувшего авиалайнера, поступила от экипажа танкера S/S T. L. Lenzen — моряки уверяли, что в 15:30 по Гринвичу (01:30 16 марта местного времени), находясь в точке с координатами 13°44′ с. ш. и 134°49′ в. д. увидели в ночном небе какой-то объект, летевший с востока на запад и оставляющий за собой след то ли пара, то ли дыма. Затем он очень красочно взорвался — имела место ярко-белая вспышка, обрамленная оранжево-красной каймой, с исходящими из эпицентра цветными линиями. Причем взрыв оказался двойным — с интервалом в две-три секунды.
Затем объект развалился на две части, упавшие в океан с разной скоростью. Тот обломок, что падал медленнее, наблюдался по левому борту в течение десяти секунд. Судно тут же сменило курс и в течение пяти с половиной часов пыталось обнаружить место происшествия. Поиски оказались тщетными, и через некоторое время поиски капитан S/S T. L. Lenzen, решивший, что то были просто военные учения, велел ложиться на прежний курс.
Две катастрофы в один день
Следственная комиссия долго билась над загадкой этой катастрофы, но в итоге признала свое бессилие. Зато пышным цветом расцвела конспирология. Дело в том, что в тот же самый день катастрофа постигла другой самолет авиакомпании Flying Tiger Line — тоже L-1049 Super Constellation и тоже вылетевший с базы Трэвис в Калифорнии! Этот лайнер перевозил некий «секретный военный груз» и разбился при посадке на Алеутских островах, один человек погиб.
Растерянное руководство авиакомпании готово было допустить возможность целенаправленного саботажа, погубившего обе машины, зафрахтованные армией, но никаких доказательств, подкреплявших эту версию, не нашлось.
В американском Совете гражданской авиации (A Civil Aeronautics Board) тоже сочли, что пропажа L-1049 могла быть результатом диверсии. Ведь если моряки S/S T. L. Lenzen действительно наблюдали гибель борта N6921C, то он взорвался, хотя ничего такого, что могло бы вызвать столь мощный взрыв, в грузовом отсеке лайнера не было. Значит, кто-то тайком подложил в самолет бомбу и взорвал ее, чтобы 93 американских солдата не добрались до Вьетнама.
Что ж, если это действительно была спланированная операция, то сработана она оказалась исключительно чисто — за более чем 60 лет никаких улик, подтверждающих версию теракта, не нашлось. Как, впрочем, не нашлось обломков пропавшего L-1049 или иных убедительных версий, объясняющих его исчезновение.
В завершающей части этого цикла мы расскажем о пропавшем над океаном в 1979 году самолете Boeing 707, буквально набитом ценными картинами известного бразильского художника.