Эдуард Мане и Эдгар Дега познакомились при комичных обстоятельствах, дружили почти всю жизнь и дарили друг другу свои картины. Одну из них Мане решительно разрезал, после чего на несколько лет была разорвана и дружба художников.
Самобытный Дега
Строго говоря, сам Эдгар Дега себя к импрессионистам не причислял, хотя в его манере было много схожего с этим направлением, и он часто выставлялся на выставках импрессионистов. Дега происходил из благородной семьи, но терпел нужду и был вынужден продавать свои картины, чтобы выплатить долги отца.
Дега дружил с импрессионистами и помогал им устраивать выставки. И он не просчитался: в отличие от полотен других художников, работы, которые он писал для выставок, имели успех и прекрасно продавались.
Дега увлекала идея изображать «уловленные моменты». Только он ловил не движение воздуха и света, а движения человека. Подобно импрессионистам Дега использовал неожиданные ракурсы, но все же он вырос из традиционной живописи старых мастеров. Писал Дега размытыми мазками, как это делали импрессионисты, но делал он это из-за стремительно ухудшавшегося зрения.
Знакомство в Лувре
Однажды, когда Эдгар Дега занимался живописью в Лувре, проходивший мимо Эдуард Мане бросил несколько замечаний о картине Дега. Обладавший взрывным характером Дега, обычно не терпел критики, но в тот раз почему-то отреагировал спокойно и с достоинством. В итоге эта встреча положила начало дружбе художников, которая длилась семь лет.
Разрезанная картина
В 1868 году Дега написал картину «Портрет Эдуарда Мане с женой» и подарил ее своему другу. Каково же было удивление художника, когда позднее он увидел, что Мане отрезал ту часть картины, где была изображена его жена за игрой на пианино. Дега в ярости схватил фрагмент картины и выбежал из дома друга. От обиды он даже вернул картину «Сливы», которую ему до этого преподнес Мане, и отказался от всяких отношений с ним.
Дега тонко чувствовал людей и на своей картине изобразил чету Мане в необычном для того времени облике. Художник сидит на диване, а его супруга находится к нему спиной и играет на инструменте. Всем своим видом Мане показывает безучастие, и это было чистой правдой.
Дело в том, что брак Мане был несчастливым. Он женился на пианистке Сюзанне, когда она забеременела. С ними стал жить одиннадцатилетний мальчик, которого они представляли как племянника, но, вероятно, он был незаконнорожденным сыном Сюзанны.
После нескольких лет материнства и семейной жизни Сюзанна растеряла былую привлекательность, а ее умение музицировать не доставляло супругу удовольствия. Объясняя свой поступок с картиной, он написал, что присутствие на ней Сюзанны «ухудшает общее впечатление от картины». Будь нравы XIX века менее строгими, он, скорее всего, расстался бы с женой.
В том же 1868 году Мане написал, может быть в качестве извинений или по каким-то другим мотивам, картину с играющей на рояле Сюзанной. Можно заметить, что две работы очень похожи композиционно. Согласно некоторым свидетельствам, Мане изобразил свою жену прекраснее, чем она была на самом деле.
На друзей не обижаются
Через несколько лет Дега все же простил Мане его выходку. «Ну как можно обижаться на Эдуарда Мане?» — сказал Дега. После примирения художник даже попросил обратно натюрморт со сливами, но к тому моменту Мане его продал. Оригинал того натюрморта не сохранился, но в музее Хьюстона хранится более поздняя версия «Слив».
Дега бережно относился к другим работам своего друга, и вполне возможно, что работа сохранилась бы до наших дней, если бы обиженный Дега оставил картину себе.
Свою дружбу и преданность Дега проявил даже после смерти Мане — он частично спас картину «Расстрел императора Максимилиана». По иронии судьбы это полотно тоже было испорчено: внебрачный сын Мане разрезал картину на несколько частей — некоторые фрагменты он сжег, чтобы растопить камин, а остальные продал.
Когда Дега об этом узнал, то выкупил все, что осталось от картины, и хранил фрагменты до самой смерти. С 1918 года они хранятся в Лондонской национальной галерее.