Нельзя просто так взять и покинуть МКС: возвращение корабля Boeing Starliner на Землю отложили до 25 июня

Обратный полет невезучего корабля откладывается в третий раз

18 июня 2024Обсудить

Пристыкованный к Международной космической станции (МКС) корабль Boeing Starliner отправится на Землю не ранее 25 июня. Об этом объявили в NASA во время телеконференции, прошедшей 18 июня. Это уже третий перенос с тех пор, как корабль с экипажем прибыл на станцию в рамках испытательного полета.

Сейчас Starliner пристыкован к модулю Harmony американского сегмента МКС

Starliner, запущенный к МКС 5 июня после целой череды задержек, не без сложностей пристыковался к модулю Harmony американского сегмента станции днем позже. На его борту находились астронавты NASA Сунита Уильямс и Барри Уилмор. Изначально возвращение Starliner на Землю было запланировано на 14 июня, но затем срок пребывания Уилмора и Уильямс на орбите продлили на 4 дня, затем — до 22 июня, а теперь еще на 3 дня. Согласно новому расписанию, посадка Starliner в штате Нью-Мексико состоится 26 июня.

Очередную задержку в NASA объяснили тем, что специалистам требуется больше времени для изучения данных, полученных по итогам последних тестов систем Starliner, чтобы убедиться в полной готовности корабля к обратному полету. Вполне вероятно, что инженеры продолжат отслеживать ситуацию с выявленными на Земле и в космосе утечками гелия в топливной системе нескольких двигателей ориентации корабля.

История Starliner

Корпорация Boeing разрабатывает корабль Starliner по программе NASA Commercial Crew Program. В 2014-м одновременно с ней контракт на создание корабля, способного доставлять астронавтов на МКС наравне с российскими «Союзами» (с 2011-го, когда была прекращена эксплуатация шаттлов, у США не было своих пилотируемых космических кораблей), получила и компания SpaceX Илона Маска.

Starliner, пристыкованный к МКС, запечатлен на фото, сделанном камерой спутника компании Maxar Technologies

Maxar Technologies

Многим казалось, что инженеры Boeing опередят конкурентов, но в итоге корабль SpaceX Crew Dragon слетал на орбиту в автоматическом режиме в марте 2019 года, а в мае 2020-го пристыковался к МКС, имея на борту двух астронавтов (в такой же полет сейчас отправился Starliner). С тех пор корабли SpaceX совершили восемь регулярных миссий по доставке на станцию новых экипажей и четыре полета с космическими туристами.

Судьба проекта Starliner пока складывается не столь успешно. Первый запуск корабля к МКС в беспилотном режиме состоялся в декабре 2019 года, но из-за сбоя в работе бортового компьютера Starliner вышел на неправильную орбиту и потратил на ее корректировку слишком много топлива, поэтому его полет к МКС пришлось отменить. Несмотря на еще один сбой, Starliner тогда смог вернуться на Землю в целости.

Барри Уилмор и Сунита Уильямс перед стартом Starliner, 5 июня 2024 года

JOE MARINO via Legion Media

Повторный запуск Starliner к МКС без экипажа на борту состоялся только в мае 2022 года. Тогда корабль смог достичь станции, пристыковаться к ней и вернуться на Землю. Впрочем, у NASA нашлись замечания к работе отдельных систем Starliner, на устранение которых инженеры Boeing потратили почти два года. Судя по всему, им предстоит доработать конструкцию корабля, чтобы его можно было использовать на регулярной основе.