Палеонтологи из Университета Новой Англии (Австралия) с коллегами из международной команды разгадали еще одну тайну вымершей «аномальной креветки» — аномалокариса. Высшего кембрийского хищника оправдали в уничтожении трилобитов: оказалось, что доисторическая креветка не могла прокалывать их панцири своими острыми штыками в передней части головы, а значит, не питалась ими. Исследование,
Аномалокариса (anomalocaris canadensis) называют самым крупным и свирепым из кембрийских организмов. Латинское ее название переводится буквально как «ненормальная креветка из Канады», где ее окаменелости были впервые обнаружены. Это крупное членистоногое из класса динокаридов (от древнегреческого ужасные креветки) могло достигать 60–100 сантиметров в длину, а на лбу перед ртом имело длинные придатки с острыми шипами. Обитало в морях 520–505 миллионов лет назад.
Ученые долгие годы вообще не могли собрать воедино ископаемые останки аномалокариса — думали, что туловище, пластины кольцевидного рта и придатки принадлежали трем разным существам. И только, когда данных уже было достаточно, поняли, что это все одно животное — та самая «ненормальная» креветка.
Теперь выясняется, что также заблуждались насчет ее хищного поведения: обнаружение большого количества кембрийских трилобитов и других панцирных с проткнутым панцирем объясняли нападением аномалокарисов, которые якобы так охотились, используя свои «копья».
Однако ранее другая группа исследователей предположила по моделям силы укуса, что рот хищника не был приспособлен раскусывать даже уже поверженного трилобита.
В новом исследовании другая команда создала 3D-модели аномалокарисов на основе ископаемых образцов и применила кинематику, анализ методом конечных элементов и вычислительную гидродинамику, чтобы проанализировать способности придатков.
В качестве «современных аналогов» использовали пауков-хлыстовиков и хлыстовых скорпионов — на основе того, как они действуют своими передними придатками, разработали кинематические модели.
По выводам исследования, древняя креветка, может, и хорошо захватывала жертву своими «клешнями», но они были недостаточно крепкими для пробивания экзоскелета.
«A. canadensis был проворным хищником, который питался мягкотелыми животными, плавающими в хорошо освещенной толще воды над бентосом», — делает вывод
Также эксперты выяснили, что древняя креветка плавала, вытягивая перед собой ротовые придатки, чтобы ускоряться в воде с меньшим сопротивлением. Таким образом она могла преследовать добычу, затем хватать ее и прокалывать как «подушечку для булавок».