Миф о Медузе Горгоне, обращающей людей в камень, оставил след во многих культурах (и даже в древнерусской). Как именно Горгона обращала людей в камень и могло ли существовать подобное «биооружие» с точки зрения современной науки?
Большинство туристов приходят на набережную Мойки к Первому Инженерному мосту, который соединяет остров Летний сад и Спасский остров, посмотреть на маленькую статую Чижика-Пыжика. Однако мост примечателен не только этим. Обратите внимание на решетку его перил, спроектированную генерал-лейтенантом Пьером Базеном по рисунку Людвига Шарлеманя (оба французы, но служили России). Столбы решетки выполнены в виде ликторских пучков, на которых укреплены мечи и щиты с изображением головы Медузы Горгоны.
Подобные горгонеоны («принадлежащие Горгоне») есть и на садовых решетках Летнего сада, и на многих зданиях города. В период античности горгонейонами украшали здания и предметы, в том числе монеты, неспроста — их использовали в качестве оберегов. В искусстве Нового времени горгонейон стал популярным декоративным мотивом.
Проклятие Афины
Медуза Горгона — одна из трех сестер-горгон, чудовищ с женским лицом и змеями вместо волос. Кстати, изначально ее звали Медуса (с ударением на «е» — от греческого «защитница, повелительница»). Ее сестер звали Сфено и Эвриала. Взгляд на их лица (или их взгляд) обращал человека в камень. В мифе Медуза Горгона была убита героем Персеем.
Овидий в «Метаморфозах» так описывает историю Горгоны: Медуза была прекрасной девушкой с красивыми волосами. Бог Посейдон, превратившись в птицу, изнасиловал ее в храме богини Афины, куда Медуза бросилась в поисках защиты. Боги разгневались на Медузу за осквернение храма и приказали Афине наказать ее. Та превратила волосы девушки в змей, а лицо сделала настолько ужасным, что один взгляд на него превращал смотрящего в камень.
Поведение богини вызывает удивление, однако нужно помнить, что древние греки и римляне не считали своих богов моральными образцами для подражания. Афину не волновало, что Посейдон взял Медузу силой — действия бога не являются преступными. Она наказывает смертную женщину — за то, что та, пусть и не по своей воле, осквернила храм.
Надо учитывать, что Овидий очень вольно излагал мифы. Самая древняя из сохранившихся версий мифа о Медузе взята из поэмы «Теогония», которая была написана примерно в VIII веке до н. э. поэтом Гесиодом, то есть чуть ли не за тысячу лет до Овидия. Там нет речи о насилии: соединение Медузы и Посейдона происходит вполне полюбовно.
Скорее всего, сам миф про Медузу был придуман на рубеже второго и первого тысячелетий до нашей эры, чтобы объяснить страшный лик чудовища, изображение которого тогда широко использовалось как оберег. На древнегреческих мозаиках Александр Македонский изображен с Медузой Горгоной на доспехах. Ее образ много столетий присутствовал в различных культурах, например, в древнерусской Горгона была на амулетах-змеевиках вплоть до XV–XVI веков.
Ну кто так смотрит?
И тут возникает вопрос: почему наши предки решили, что изображение Медузы — удачная история для оберега? Чей взгляд делает оберег убийственным — самой Горгоны или змей, что заменили ей волосы? Ответ кажется очевидным: если Горгона умела убивать взглядом, то змеи ей бы уже не были нужны.
Можно возразить, что Горгона с такой заменой волос страшнее выглядит. Однако если всякий, кто ее увидел, обречен на моментальное превращение в каменное изваяние, то зачем перед смертью пугать еще какими-то змеями? Поэтому можно предположить, что именно змеи превращают в камень всех, кто рискнет оказаться рядом с живой Медузой, а также пугают тех, кто приближается к ее изображению (а вдруг оживут?).
Афина и змеи
Но почему Афина, богиня мудрости и хранительница мира, рассердившись на несчастную девушку, пытавшуюся сбежать от Посейдона, решила превратить ее волосы в змей?
Давайте посмотрим на стандартное изображение самой Афины, их в античности изготавливали чуть ли не на потоке.
Среди ее атрибутов сова, копье, «эгида» (щит с головой Медузы)… и змея! Дело в том, что змея была символом мудрости и бдительности. Афину часто изображают со змеей на шлеме, и это неудивительно — она прямая наследница древней критско-минойской змеиной богини, существовавшей задолго до появления мифа о Горгоне.
Сын Афины в мифах предстает то змеем, то младенцем, и богиня приставляет послушных ей змей охранять его. Поэтому в древних Афинах на шею детям надевали золоченых змеек как защитный амулет. А вот на других отпрысков богов — сыновей Лаокоона, впрочем, как и на него самого, Афина наслала змей, чтобы покарать их.
Но действительно ли Афина «покарала» змеями Медузу? Или, может, все же наградила? Афина превращает в змей волосы Медузы после того, как та переживает надругательство — и больше ни один мужчина не может к ней приблизиться и причинить страдания.
В связи с этой неоднозначностью художники и скульпторы по-разному изображают Горгону: некоторые наводящей ужас, другие просто несчастной и измученной женщиной.
Родственники Медузы
В различных культурах можно найти несколько существ, которые, как и Медуза Горгона, расправляются с противниками, обращая их в камень. Во-первых, это василиск. Миф о нем, скорее всего, берет начало из описания маленькой ядовитой змейки, считавшейся в Египте священной. Аристотель еще в IV веке до н. э. упоминал, что от ее шипения разбегаются все животные. Египтяне верили, что змея «урей» (по-гречески «василиск», или царь, царек) бессмертна и дыханием способна убить любое существо. Поэтому золотая фигурка урея была частью головного убора фараона.
Многие античные авторы называли василисками крайне опасных змей с белыми пятнами на голове. Считалось, что эти существа появились из крови убитой Медузы Горгоны и переняли от нее окаменяющий взгляд. Средневековые же авторы видели причину смертоносности василиска в ином. Взгляд человека или животного возбуждает в василиске ядовитые вещества, которые из его глаз передаются окружающему воздуху и из него проникают через дыхание в жертву.
Еще один герой, умеющий обращать в камень, — катоблепас. Первые его описания появляются у Плиния Старшего: это существо малоподвижно, голова громоздка и поэтому постоянно опущена вниз, глаза налиты кровью, шея несоразмерно длинная. По преданиям, обитает катоблепас в Эфиопии и обладает ядовитым дыханием, потому как в его рационе лишь ядовитые растения. У некоторых авторов взгляд катоблепаса убивает.
Как вы это делаете?
У существ, которые умеют «петрифицировать» (то есть превращать в камень) своих противников, можно заметить общие черты — змеи и яд. Поскольку в описаниях Горгоны и василисков нет ничего и близко похожего на лазерный удар или ментальное внушение, а всегда речь идет о близком зрительном контакте, после которого следует смерть и обращение в камень, то можно сделать предположение, что змеи умеют воздействовать на противников на расстоянии.
И этому находятся доказательства: в Африке обитают плюющиеся ядом кобры. Так черношеяя кобра (Naja nigricollis) может сделать до 28 ядовитых выстрелов подряд. В каждом «снаряде» содержится по 3,7 миллиграмма яда. Выстрелы производятся на расстоянии нескольких метров. Если яд плюющейся кобры попадает в глаз (а кобры обычно метят именно в глаза), то возникает резкое жжение, сильная боль и воспаление — все это может привести к слепоте.
Есть даже довольно популярная научная гипотеза, что кобры выработали этот навык для того, чтобы защищаться от древних людей и высших приматов: многие обезьяны предпочитают убивать змей сразу же, не дожидаясь атаки.
Основное действующее вещество у современных кобр — это сложный коктейль из фосфолипазы и трехпетельного цитотоксина. Но, может быть, в древности были и более смертоносные змеи, которые плевком убивали, а не только ослепляли? У плюющихся кобр, по сравнению с их «кусачими» родственницами, изменены химический состав ядов и морфология ядовитых зубов.
Вот было бы удачно, если бы мы смогли обнаружить саму голову Медузы Горгоны и изучить морфологию зубов ее змей — нас бы точно ждали серьезные сюрпризы.
А как быть с фактом, что Медуза обращала противников в камень, а не просто убивала? И этому есть возможное объяснение! Обычно в змеином яде содержится много нейротоксинов, которые блокируют передачу команд от мозга к мышцам. В результате укушенные умирают от паралича. Ведь они утрачивают не только возможность ходить — вместе со всеми мышцами перестает работать и сердце. В яде кобр есть еще непростые вещества — цитотоксины. При попадании в организм эти токсины начинают разрушать клетки.
Предположим, что неизвестный нам химический коктейль разрушает органику довольно быстро (теоретически это возможно). Первыми в таком случае пострадают мягкие ткани. Что дальше? Есть в биологии феномен так называемой фоссилизации: это совокупность процессов преобразования погибших организмов в ископаемые. Она сопровождается воздействием различных факторов среды и прохождением процессов диагенеза — физических и химических преобразований, при переходе осадка в породу, в которую они включены. Кажется, такой процесс должен занимать многие тысячи лет — обычно так оно и есть.
Но вот что говорила в интервью известный биолог и палеонтолог Елена Наймарк: «Молекулы адгезии, которые соединяют между собой клетки живого организма, химически так устроены, что должны быстро присоединиться либо к субстрату, либо друг к другу. То есть после смерти организма эти молекулы присоединяют к себе все, что на них падает, причем, в силу своих химических свойств, очень быстро.
Происходит мгновенная (в течение часов, даже минут) фоссилизация. На вот этих адгезивных молекулах происходит осаждение катионов металлов из окружающей среды: из воды, из осадка, откуда угодно. В растворе с алюмокатионом (а это один из главных консерваторов в ископаемой летописи) фоссилизация произошла за 30 минут».
Верим или нет?
Выходит, что плюющаяся смертельным ядом змея (со стороны это вполне может выглядеть как «убийство одним взглядом») — совсем не беспочвенная выдумка древних греков. И даже почти мгновенная фоссилизация трупа, превращение его в каменную статую — тоже не абсолютная фантастика. Кто-то в определенных условиях мог быть свидетелем такого почти чудесного превращения. Миф о Медузе Горгоне имеет под собой некие основания — хотя те, кто его придумывал, пожалуй, все же сильно преувеличили!
Фото: GALLERIA DEGLI UFFIZI; MUSEO NAZIONALE ROMANO; STATENS MSEUM FOR KUNST, COPENHAGEN; JOHAN MARIS
Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 2, март 2024