После Второй мировой мир еще долго оставался полем битвы, и в XX веке в столкновениях в разных уголках планеты погибли миллионы. Все хорошо знают про Корею, Вьетнам, Афганистан и Ирак, в боевые действия на территории которых западные державы были вовлечены непосредственно. Большая же часть крупных войн прошлого столетия не удостоилась такого внимания. «Вокруг света» вспоминает пять масштабных конфликтов, трагизм и накал которых можно сравнить с катастрофами мировых войн.
Гражданская война в Китае
Противостояние между китайскими «белыми» гоминьдановцами и «красными» последователями Мао Цзэдуна продолжалось с конца двадцатых годов XX века и прерывалось только на период японской оккупации Маньчжурии, плавно перетекший в китайский фронт Второй мировой. Который прокатился по стране катком: Китай понес невероятные потери, погибло, по разным оценкам, до 35 миллионов человек.
После капитуляции Японии красные и белые взялись за старое: уже осенью 1945 года бои шли с размахом. Китай — страна многонаселенная, поэтому и группировки войск тут действовали, по меркам европейских гражданских войн, гигантские. Например, только в гоминьдановском наступлении 1946-го участвовало полмиллиона человек.
Решающий перелом в войне наступил в конце 1948 года: коммунистические силы разгромили войска Гоминьдана в Ляошэньском сражении, сотни тысяч солдат погибли, были ранены или попали в плен.
После этого Мао Цзэдун уже не упускал инициативы. Точка в войне была поставлена в 1950-м. Общие потери Китая за 1946–1950 годы составили от 3 до 6 миллионов человек.
Гражданская война в Нигерии
Этноконфессиональный конфликт в Нигерии (еще до начала боевых действий от погромов погибли десятки тысяч человек), помноженный на найденную нефть, привел к тому, что юго-восточная часть страны решила отделиться и впредь существовать под названием Биафра. Первоначально казалось, что вопрос можно разрешить относительно мирно, превратив Нигерию в конфедерацию. Однако от этого отказались обе стороны. В мае 1967 года была провозглашена независимость Биафры, а уже в начале июля правительство Нигерии начало операцию по восстановлению территориальной целостности.
Война шла тяжело для обеих сторон, тем более, что из разряда просто противопартизанской операции она сразу перешла в открытый, «горячий» конфликт с активным использованием авиации и бронетехники. Да и биафрийцы не стеснялись контратаковать и действовать на нигерийской территории. Однако уже в 1969 году вся Биафра под ударами федеральных войск сжалась до клочка земли площадью в 2000 км2, на котором ютилось несколько миллионов человек. А 10 января 1970 была подписана капитуляция.
Жертвами войны стали приблизительно миллион человек (по некоторым оценкам, до трех миллионов). Большая часть их погибла от массового голода. Помимо этой катастрофы, в массовой культуре война за независимость Биафры запомнилась масштабным применением наемников: «псы войны» ковали свой лихой имидж не в последнюю очередь именно в этом конфликте.
Война за независимость Бангладеш и третья Индо-пакистанская война
Как и для многих государств, появившихся после деколонизации, границы Пакистана и Индии оказались нанесены на карты на глазок, без учета этнических и религиозных особенностей населения этих территорий. В результате Восточный Пакистан (нынешний Бангладеш), населенный бенгальцами, оказался культурно и идейно крайне далек от Западного, говорящего на урду. Результатом стала война 1971 года, когда на бенгальские территории вошли правительственные войска. Были отменены результаты выборов, начались этнические и классовые чистки, уничтожалось бенгальское население, студенты, интеллигенция.
Бенгальское сопротивление практически официально поддерживалось Индией, даже местное правительство в изгнании базировалось в Калькутте. Индия также снабжала повстанцев оружием и в целом занималась организацией партизанской деятельности.
Что, разумеется, совершенно не нравилось Пакистану. В декабре пакистанская армия попыталась повторить успех Израиля в шестидневной войне, ударив по индийским аэродромам и перейдя в наступление на границе. Получилось с точностью до наоборот: индийская армия быстро начала ответные действия, и пакистанцы понесли крайне болезненные поражения и на земле, и на море, и на суше.
За считаные дни группировка в Восточном Пакистане была отрезана от Западного Пакистана. Активные боевые действия между двумя странами продлились всего две недели, после чего почти стотысячная пакистанская партия капитулировала, а Восточный Пакистан получил независимость под именем Бангладеш.
Жертвами конфликта — всего за девять месяцев! — стали, по разным оценкам, от нескольких сотен тысяч до трех миллионов человек. В основном это были мирные жители бывшего Восточного Пакистана.
Ирано-иракская война, или Первая война в заливе
Эта война обернулась для иранцев и иракцев страшными лишениями, а для жителей условного Запада — лихорадкой нефтяных цен и эффектными постапокалиптическими фотографиями с мест боевых действий, залитых кровью, напалмом и зарином. Конфликт в заливе был самой настоящей, классической войной по лекалам мировых: с линиями фронтов в сотни километров, танковыми клиньями и бесконечными рядами окопов.
В 1980 году на фоне серьезного ослабления Ирана после исламской революции хусейновский Ирак захотел забрать себе богатую нефтью провинцию Хузестан. Поначалу все складывалось для наступающих более-менее неплохо, но довольно скоро иракские силы увязли в боях.
Иранская армия оказалась куда более подготовленной, чем казалось после революции, во многом обескровившей армейское офицерство. Технологически Иран тоже не уступал соседу: еще до переворота США успели поставить туда новейшую технику, в том числе истребители F-14 и вертолеты AH-1. Плюс помогала высокая мотивированность солдат и ополченцев исламской республики: на самых критических участках иранцы прибегали к чудовищным живым волнам, «психическим атакам».
Так что иранское правительство решило поддержать своих соседей и не остановилось на обороне, решив экспортировать исламскую революцию в Ирак.
Впрочем, их контрнаступления тоже шли с переменным успехом и сопровождались колоссальными потерями. Только в одном танковом сражении, где полегла иранская бригада, было потеряно более 200 танков, в битвах за города гибли десятки тысяч военных — цифры вполне на уровне крупных боев Второй мировой.
Уже к 1983 году стороны перешли к позиционной войне, сконцентрировавшись на изматывающих действиях. В дело шли самолеты, ракетные удары по городам и химическое оружие, применяемое с невиданной для конца ХХ века непосредственностью. Плюс редкие наступательные операции, иногда довольно удачные (победы под Басрой на разных этапах одерживали обе стороны), иногда совершенно самоубийственные.
К концу 1980-х стороны окончательно выдохлись и вынуждены были подписать перемирие. Ирак не смог достигнуть заявленных целей, да и вообще Первая война в заливе осталась в истории как одна из самых бессмысленных и кровопролитных. Общие потери Ирана и Ирака составили от 700 тысяч до миллиона человек убитыми.
Вторая конголезская война
Она же Великая африканская. По масштабам и количеству вовлеченных сторон этот конфликт вполне может претендовать на роль если не мирового, то континентального. В той или иной степени в войну оказалось вовлечено около 30 стран, и не только африканских: кто-то воевал, а кто-то снабжал оружием стороны или пытался мирить воюющих с помощью своих контингентов.
Началось все в 1998 году с очередного мятежа в Конго: страна продолжала испытывать последствия геноцида 1994 года в соседней Руанде и массового притока беженцев. Мало кто тогда мог ожидать, что бойня затянется на годы и унесет жизни более чем четырех миллионов человек (из которых комбатантов — менее 100 тысяч).
Но в итоге конфликт хуту и тутси стал одним из запалов войны: к тому же в войну вписалось еще около десятка африканских государств, каждое из которых преследовало свои политические цели. Конго стало полем сражения не только между местными группировками, но и между армиями таких стран, как Руанда и Зимбабве.
Официально конфликт был урегулирован уже в XXI веке, в 2002 году, но гражданская война в Конго продолжается по сей день.