В обиходе нам нередко приходится слышать термин «стокгольмский синдром», под которым в широком смысле понимается возникновение у жертвы привязанности к агрессору. Однако мало кто осознает, насколько опасным для человека может быть это состояние. Vokrugsveta.ru рассказывает, что такое стокгольмский синдром и как психологи советуют помогать его жертвам.
Почему синдром называется стокгольмским
В августе 1973 года Ян-Эрик Ульссон при попытке ограбить банк в Стокгольме взял в заложники четырех сотрудников учреждения — троих женщин и одного мужчину. Впоследствии к нему присоединился бывший сокамерник Кларк Олофссон, привезенный из тюрьмы по требованию Ульссона.
Освободить заложников удалось только спустя шесть дней. Оказавшись на воле, все они проявляли симпатию к преступникам, выступали в их защиту, а впоследствии даже организовали сбор средств на адвокатов для Ульссона и Олофссона. Жертвы утверждали, что грабители не причинили им вреда, одновременно обвиняя полицейских в некомпетентности и создании реальной угрозы их жизням во время спасательной операции. По некоторым данным, одна из заложниц даже разорвала помолвку в надежде начать отношения с Ульссоном. Последний, кстати, затем не знал отбоя от посетительниц в тюрьме.
Термин «стокгольмский синдром» для описания такого странного состояния заложников предложил шведский психиатр и криминалист Нильс Бейерут, который сперва принимал участие в переговорах с преступниками, а затем анализировал поведение освобожденных сотрудников банка. Изначально синдром назывался норрмальмсторгским (по площади, на которой находился тот самый банк), но в международный обиход вошел более простой вариант со Стокгольмом.
Как проявляется и у кого возникает стокгольмский синдром
По словам клинического психолога Ульяны Свиридовой, стокгольмский синдром — это не заболевание и не психическое расстройство в привычном смысле этого слова. Он не включен ни в одну из классификаций психических расстройств. Это, скорее, форма адаптивного поведения психики, которая нужна для того, чтобы выдержать весь ужас сложившейся ситуации, не сдаться, выжить и не сойти с ума.
Что именно происходит с психикой при стокгольмском синдроме? Психолог перечисляет следующие этапы этого процесса:
Сначала психика бессознательно включает механизмы защитной реакции.
В силу определенных индивидуальных качеств человека защитная реакция проявляется не через отрицание и, например, вытеснение, а через проявление симпатии к действиям агрессора.
Далее могут возникнуть еще более сильные чувства — агрессор становится для жертвы источником и страданий, и утешений.
Наконец, жертва начинает не просто видеть в агрессоре человечность и искать в нем достойные черты характера, но и отождествляет себя с ним, постепенно уверяясь, что у них могут быть похожие взгляды и ценности.
— Механизм стокгольмского синдрома тесно связан с инстинктом самосохранения. Человек надеется, что агрессор проявит к нему снисхождение, если пострадавший будет демонстрировать послушание. Опасность же данного синдрома заключается в том, что человек начинает действовать против собственных интересов затрудняя этим помощь со стороны, — говорит Свиридова.
У жертв похищений и заложников
Чаще всего о стокгольмском синдроме говорят, имея в виду жертв преступлений. Впрочем, возникает он далеко не у всех и не всегда. Так, по данным аналитиков ФБР США, изучивших более тысячи дел с похищениями и захватом заложников, признаки стокгольмского синдрома возникали у жертв только в 8% случаев. Это происходило только после нескольких дней пребывания в одном помещении с похитителями.
— Жертва в таких случаях начинает воспринимать агрессора в позитивном ключе, проникается к нему и даже сочувствует, пытается рационально объяснить случившееся, оправдать его, — отмечает психолог.
Пожалуй, один из ярчайших примеров такого стокгольмского синдрома — случай Патриции Хёрст, внучки американского медиамагната Уильяма Хёрста. В 1974 году 19-летнюю девушку похитили террористы из организации «Симбионистская армия освобождения». Преступники хотели обменять заложницу на членов их группировки, которые отбывали тюремный срок за убийство. Власти не пошли на такие условия. Тогда похитители потребовали, чтобы семья Хёрстов организовала раздачу продуктов питания всем неимущим жителям штата Калифорния. На это миллиардеры согласились.
Террористы были готовы отпустить Патрицию. Но девушка, которая подвергалась избиениям, сексуализированному насилию и унижениям, неожиданно заявила, что не собирается возвращаться домой. Она присоединилась к «Симбионистской армии освобождения», а в 1975 году была арестована по делу об ограблении банка. Выйдя из тюрьмы в 1979-м, Хёрст порвала с криминальным прошлым.
В отношениях
Чтобы столкнуться со стокгольмским синдромом, совсем необязательно быть жертвой похищения или заложником.
— Стокгольмский синдром в обычной жизни может выглядеть как невозможность выйти из абьюзивных отношений, — поясняет Свиридова. — Например, нередко можно встретить пару, в которой жертва оправдывает партнера-насильника: говорит, что она сама виновата, и уверяет всех и себя в том числе, что агрессор просто не мог поступить иначе. Такие отношения могут тянуться десятилетиями.
Свежим примером бытового проявления стокгольмского синдрома можно назвать случай Салтанат Нукеновой, убитой гражданским мужем, экс-министром экономики Казахстана Куандыком Бишимбаевым в ноябре 2023 года. Она до последнего пыталась оправдывать действия супруга, который неоднократно поднимал на нее руку и контролировал каждый ее шаг. Стокгольмский синдром, который не дал Салтанат выйти из этих отношений, стал одной из причин трагедии. Сейчас дело о ее убийстве рассматривается в суде.
Вся проблема, уверена Свиридова, заключается в том, что жертва чаще всего не осознает в полной мере как свое состояние, так и возможную угрозу жизни.
На работе
Исследователи также
Этот синдром
Как помочь человеку со стокгольмским синдромом: рекомендации психолога
— Так как человек, пребывающий в таком состоянии, зачастую не способен помочь себе самостоятельно (ведь он ослеплен верой в добродетель своего обидчика), действовать нужно близким. Их основная задача состоит в том, чтобы донести до жертвы осознание собственной невиновности. Важно объяснить, что агрессор может и должен нести ответственность за все свои действия, — отмечает Ульяна Свиридова.
Для этого она рекомендует предпринять следующие шаги:
Обратиться за помощью к квалифицированному психологу или психотерапевту.
Задать жертве вопросы: «Что ты чувствуешь по этому поводу?», «К какому финалу может привести происходящее?» и так далее. При этом очень важно не делать никаких суждений, умозаключений, не давать оценок. Необходимо просто спрашивать и слушать, чтобы понять эмоции и переживания собеседника.
Помочь определить, какую потребность жертва пытается удовлетворить, оставаясь в этих отношениях. Понимание, что именно держит рядом с таким человеком, — первый шаг к спасению.
Объяснить жертве, что она может говорить о случившейся ситуации с близкими, друзьями, родственниками. Главное — не замалчивать проблему.
Если человек не хочет делиться, дать ему номер телефона доверия.
В 2024 году получить бесплатную помощь психологов можно по следующим номерам:
Интернет-служба экстренной психологической помощи МЧС России: 8 (495) 989-50-50.
Телефоны доверия: 8 (495) 988-44-34 (бесплатно по Москве), 8 (800) 333-44-34 (бесплатно по России).