Ночной глашатай из страшных сказок: как живет скромная птица козодой

В древности козодоев считали адскими созданиями

13 июня 2024Обсудить

Если летом вы проснулись от громкого стрекотания и странных криков, то не стоит пугаться раньше времени — скорее всего где-то неподалеку летает безобидный козодой. Однако не так давно эта птица наводила на людей священный ужас.

Козодои

Ночной глашатай из страшных сказок: как живет скромная птица козодой

Обыкновенный козодой (Caprimulgus europaeus)

Caprimulgus

Класс — птицы
Отряд — козодоеобразные
Семейство — настоящие козодои
Род — козодои

Обширный род птиц, насчитывающий 38 видов. В Европе встречаются два вида козодоев: обыкновенный (Caprimulgus europaeus) и красношейный (Caprimulgus ruficollis). В России, на Дальнем Востоке, также обитает большой козодой (Caprimulgus indicus).

Козодоями называют и многих других птиц, которые сегодня включены в другие семейства и даже отряды. Например, обитающий в Южной и Центральной Америке исполинский козодой (Nyctibius grandis), внешне похожий на козодоев Старого Света, относится к отряду Nyctibiiformes.

Тень из мифов

Пастухи в древности замечали, что по вечерам или ночью над стадами бесшумно летают небольшие, но очень проворные птицы, которые время от времени широко раскрывают клювы. Когда коровы и козы давали мало молока, скотоводы обвиняли в этом ночных пернатых, говорили, что они своими клювами доят скот. Вот так и появилось название «козодой».

Ночной глашатай из страшных сказок: как живет скромная птица козодой

Большой козодой (Caprimulgus indicus)

Древнеримский писатель Плиний Старший был согласен с народными представлениями о странных ночных птицах, а потому в своей «Естественной истории» дал им название Caprimulgus, что в переводе и означает «дойщик коз». В дальнейшем в различных вариантах оно перекочевало во многие европейские языки.

Кроме того, люди приписывали козодоям связи с потусторонними силами, боялись их как вестников ада.

Впрочем, внимательно присмотревшись к этим птицам, остается только вопрошать: что же в них страшного? Ведь в длину они достигают 26-28 сантиметров, весят максимум 100 граммов.

Ночной глашатай из страшных сказок: как живет скромная птица козодой

Красношейный козодой (Caprimulgus ruficollis)

Большинство козодоев окрашены в покровительственные оттенки серого, черного, коричневого цветов. Формой тела напоминают соколов. Голова большая, крылья заостренные, клюв короткий, ноги небольшие и весьма слабые.

В общем, на первый взгляд, козодой — довольно невзрачная птица. Однако стоит ему широко раскрыть клюв, по краям которого расположено множество щетинок и обнажить глотку, то многие люди при виде столь необычного зрелища впадают в оторопь и невольно вспоминают давно забытые легенды о крылатых призраках, доящих по ночам коз.

Ночной глашатай из страшных сказок: как живет скромная птица козодой

«Голос козодоя весьма разнообразен. Некоторые виды издают преимущественно какое-то мурлыканье, другие же — более или менее благозвучные тоны. Если днем неожиданно вспугнуть нашего (обитающего в Европе. — Прим. Vokrugsveta.ru) козодоя, то можно слышать от него слабое, хриплое „дак-дак“; при опасности он тихо и слабо фыркает, подобно сове. В период спаривания раздается его своеобразная любовная песнь; она состоит всего из двух звуков, которые правильнее было бы назвать шуршанием, но зато поется с удивительным постоянством», — писал о козодоях натуралист Альфред Брем.

Крик козодоя

Охотники из тьмы

Многие виды козодоев предпочитают жить на открытых полянах, в перелесках, не очень густых лесах. Они распространены в Африке, Европе, Сибири. Зимуют, как правило, на Черном континенте.

Основу рациона козодоев составляют насекомые. В их меню входят жуки, бабочки, комары, мошки, поденки, богомолы, мухи. На охоту козодои вылетают с наступлением сумерек. В поисках добычи часто кружат над стадами диких и домашних животных, ищущих спасения от мелких кровососов. Таким образом, они не вредят домашнему скоту, а приносят ему огромную пользу.

David Tipling via Legion Media

Во время охоты козодои могут порхать подобно бабочкам или агрессивно атаковать жертву, словно ястребы. Все зависит от вида выбранной добычи, направления ветра, погоды. На земле эти птицы охотятся крайне редко. Тем не менее, периодически им удается добыть спрятавшихся в траве пауков и других мелких беспозвоночных.

Закоренелые одиночки

Козодои не относятся к числу общительных и веселых птиц. Они активны ночью, а днем отдыхают, прячась среди ветвей или корней. Благодаря маскирующей окраске и умению подолгу оставаться неподвижными, они буквально сливаются с окружающим ландшафтом. Порой можно подойти к козодою почти вплотную и не увидеть его.

David Tipling / 2020VISION via Legion Media

И все же весной инстинкт продолжения рода заставляет этих угрюмых ночных охотников искать себе пару. С конца мая самцы дерутся за территорию, громко кричат, хлопают крыльями, стремясь вселить ужас во врагов и привлечь самок. После того, как гнездовые участки будут окончательно утверждены, пары приступают выведению потомства.

Ночной глашатай из страшных сказок: как живет скромная птица козодой

Гнезда в общепринятом понимании козодои не сооружают, а довольствуются небольшим уголком голой земли едва присыпанным сухими листьями. Самка откладывает одно или два яйца. Насиживают их оба родителя. Примерно через 17-20 дней у пары вылупляются малыши, которых родители заботливо выкармливают шариками из насекомых. Маленькие козодойчики растут довольно быстро и уже через месяц обретают самостоятельность.