Стратегический запас семян на черный день — идея не новая. Первая такая коллекция была создана российским ботаником Николаем Вавиловым в пригороде Ленинграда еще в 20-е годы прошлого века. Ученый привозил множество образцов из экспедиций — Вавилову удалось создать самое богатое собрание семян культурных растений в мире. Эта коллекция пережила Великую Отечественную войну, а после нее похожие хранилища семян появились во многих странах мира.
Царство вечной мерзлоты
В 2006 году решено было построить всемирный банк для хранения семян, где содержался бы посадочный материал всех сельскохозяйственных растений планеты. Непосредственной реализацией проекта занялись власти Норвегии, выбрав для строительства Шпицберген по целому ряду соображений. Так, царящая на Шпицбергене вечная мерзлота должна обеспечить сохранность семян, даже если все оборудование хранилища выйдет из строя. Кроме того, остров расположен в зоне низкой сейсмической активности.
В геополитическом плане Шпицберген также удобен: остров формально принадлежит Норвегии, но пользоваться его недрами могут несколько десятков государств, подписавших договор, так что к международному сотрудничеству тут все привыкли.
Крепкие стены
Строительство «ноева ковчега» для семян заняло два года и обошлось примерно в 10 млн долларов. Высокая стоимость обусловлена необходимостью защитить семена от всех возможных катастроф: включая наводнение из-за глобального потепления и ядерную войну.
Хранилище Судного дня вырублено в скале и уходит в ее недра на 120 метров. Миновав тоннель и камеру-шлюз, сотрудники и редкие посетители попадают в залы, где поддерживается температура в -18 °C. Несмотря на то, что Шпицберген — место в принципе весьма нежаркое, здесь дополнительно работают холодильные установки, но их отключение приведет лишь к незначительному повышению температуры в хранилище.
Сельскохозяйственная сокровищница
Для хранения семян предназначены три помещения, а у каждой страны есть собственная секция. Посевной материал, который отправляется на хранение, сначала оборачивают фольгой, затем упаковывают в многослойные пластиковые пакеты, после — в контейнеры. В таком виде они и хранятся на стеллажах. Отчетность строгая: повсюду стоят камеры, каждое действие сотрудников контролируется. Более того, чтобы просто работать в той или иной секции, нужно уведомить страну, которой она принадлежит.
Доступ в хранилище строго ограничен, но добравшиеся до Шпицбергена туристы могут полюбоваться на монументальный вход в это сооружение: узкий параллелепипед врезается в скалу, к двери ведет маленький мостик, а рядом обустроена крошечная парковка.
Фасад хранилища украшен подсвечивающейся квадратной панелью со сверкающими бирюзово-голубыми кристаллами, треугольниками и зеркалами. Ее создала художница Дайвек Санн, желая подчеркнуть красоту арктического света.
Задел на будущее
Большинству важных культурных растений пока ничего не угрожает — человечество еще не устроило настолько глобальную катастрофу, хотя и явно стремится к этому. Тем не менее, сотрудникам семенохранилища уже пришлось распечатать кое-какие образцы.
Так, в 2015 году ученые из Сирии попросили передать им семена некоторых злаков и трав, предназначенных для выращивания в условиях засухи. Местное хранилище, располагавшееся в городе Алеппо и снабжавшее агрономов всего Ближнего Востока, пришлось эвакуировать в Бейрут из-за войны, а часть запасов была уничтожена.
До этого сирийские агрономы отправили в Норвегию 325 ящиков с семенами — вернуть они попросили 130 из них для экстренного пополнения своего пострадавшего фонда, что и было сделано. Сейчас неприкосновенный запас понемногу возвращается обратно. Также в хранилище поступают новые образцы — места для них пока предостаточно.