Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Нот 7, но звуков 12: удивительный взгляд на теорию музыки

Мелодии — это всегда интервалы, переходы от одной ноты к другой, а аккорды — это созвучия, состоящие из нескольких интервалов, взятых одновременно

3 июня 20241
Нот 7, но звуков 12: удивительный взгляд на теорию музыки

Дом горного начальника Воткинского завода, в котором в 1840 году родился Петр Ильич Чайковский. Ныне в здании располагается мемориальный музей П. И.Чайковского. Рояль Wirth в зале

Источник:

Vyacheslav Bukharov, CC BY-SA 4.0, via Wikimedia Commons

Итак, для западной музыкально-теоретической системы роль такой фундаментальной основы выполняет цикл из 12 равномерно расположенных звуков. Важно подчеркнуть, что такое их расположение характерно именно для западной музыки, а не музыки вообще — в других культурах мы можем встретить другие музыкальные системы, содержащее иное количество звуков с другим их расположением.

Подобные отличия можно найти в обычаях, нравственных устоях, кулинарных предпочтениях и многом другом. Поэтому не стоит приписывать данной системе полную универсальность, несмотря на ее во многом безупречную и бесспорно гармоничную внутреннюю соразмерность.

Запомним: нот 7, но звуков 12 — и между соседними звуками одинаковые расстояния.

Нагляднее всего это можно представить в виде круга, разделенного на двенадцать частей, как на циферблате. Расстояние между двумя соседними элементами (нотами) — называется расстоянием в половину тона или просто полутоном:

Нот 7, но звуков 12: удивительный взгляд на теорию музыки
Источник:

из книги Андрея Данилова «Ум, голос и пальцы. Основы теории музыки»

Таким образом, существует 12 полутонов, которые называются также хроматической гаммой или просто хроматикой. Если мы распо­ложим ноту До в начале этого цикла (на отметке «12 часов»), то сможем проследить взаимосвязь графической схемы с тем, как это выглядит на клавиатуре фортепиано.

Обратите внимание, что буквенных симво­лов для обозначения нот существует только семь: C (до) D (ре) E (ми) F (фа) G (соль) A (ля) B (си).

На клавиатуре они соответствуют семи белым клавишам. Черные клавиши в данном случае являются повыше­нием (диез — #) или понижением (бемоль — b) названия ноты на пол тона. Для удобства мы будем пользоваться только четырьмя бемолями (Db / Eb / Ab / Bb) и одним диезом (F#), хотя в музыкальной практике в зависимости от контекста и могут встретиться и другие комбинации:

Нот 7, но звуков 12: удивительный взгляд на теорию музыки
Источник:

из книги Андрея Данилова «Ум, голос и пальцы. Основы теории музыки»

* порой (преимущественно в академических источниках) можно увидеть букву «H» как обозначение ноты «си» и букву «B», как обозначение ноты «си бемоль». Это может сильно запутать, поэтому мы пользуемся буквой «B» для обозначения ноты «си» и «Bb» для обозначения ее понижения на полтона (си бемоль).

А вот как это выглядит на клавиатуре:

Нот 7, но звуков 12: удивительный взгляд на теорию музыки
Источник:

из книги Андрея Данилова «Ум, голос и пальцы. Основы теории музыки»

Обратите внимание: нота до (С) располагается в начале и в конце хроматической гаммы. На круговой диаграмме ее расположение соответствует полному обороту — мы возвращаемся к той же ноте, с которой начали. Такое расстояние (между нотами с одинаковыми названиями, равное 12-ти полутонам) называется октавой.

Для теоретического понимания нам достаточно пользоваться кругом, потому что в одной октаве уже содержатся все необходимые элементы (12 нот), в то время глядя на клавиатуру можно увидеть, как эти же элементы повторяются в разных диапазонах — как выше, так и ниже. Подобное можно сравнить уже со спиралью, а не кругом, что будет более практическим (композиционным), а не теоретическим ракурсом. Ведь одна и та же теоретическая идея в разных диапазонах будет звучать по-разному.

Нас сейчас интересует именно круговая схема, потому что бла­годаря ей мы уже на этом этапе можем понять, что в целом представ­ляет из себя такая дисциплина как теория музыки.

Возникает вопрос: где же находится предел, если хроматика является, скажем так, пер­вичным условием? Это уникальная способность нашего ума — играть на опережение и прозревать дальнейшие перспективы. Мы можем также назвать это мудростью. Вглядываясь вдаль, можно верно проло­жить маршрут, учитывая все особенности рельефа данной местности.

В противном случае мы будем действовать подобно слепцу, который спотыкается на каждом шагу, пускай умеет ходить. Михаил Врубель как-то выразился следующим образом, приступая к очередной своей работе: «Все это надо расчертить — и пойдет веселая работа раскра­шивания!» Вот так и мы сейчас «расчертим» весь, предстоящий объем «веселой работы».

Однако заметьте, что таким подходом следует поль­зоваться умеренно — расчерчивать необходимо только с учетом опре­деленных пределов, поэтому так важно задавать ограничения, знать их. Иначе мы так и не приступим к практике, к использованию метода (раскрашиванию), а увязнем в бесконечных (а они именно таковы) умственных чертежах. Их подлинная цель — побудить непосредственно к действию. Сами по себе они, можно сказать, дают бесконечный про­стор мудрости.

Траектория пути оживает, проясняется и корректиру­ется именно по ходу движения — и пока мы не взяли в руки инстру­мент, не начали наносить свои первые неуверенные штрихи на холсте, мы не знаем, с чем имеем дело на самом деле. Видите? Если понять принцип работы, можно применить его не только к изучению теории музыки, но и к любым другим сферам вашей жизни. Поэтому я и говорю сначала о том, чтобы увидеть направление пути.

Действовать нам все равно придется совершенно искренне и открыто, как если бы мы бес­страшно ныряли в бездну навстречу неизвестному — ведь мы все равно не можем быть полностью готовы ко всему! Опыт всегда превосходит представление (как в том примере с шоколадом). Но теперь мы действительно можем позволить себе действовать необдуманно — ведь мы заранее расчертили площадку для эксперимента.

Взяв лист бумаги и видя его границы, мы можем смело спонтанно делать на нем все, что заблагорассудится, используя ту или иную кисть. И тогда уже получается, что чертеж — «ограничивающий метод», а раскрашивание — «безграничная мудрость». Это можно назвать союзом метода и мудрости. И это есть сущность всякого творчества — «одухотворенная мысль» и «умное чувство».

Итак представьте, что все что у нас есть, — эти 12 нот, этот круг. Сколько мы можем провести отрезков от одной точки (ноты) ко всем остальным? Правильно, одиннадцать — но мы также будем учитывать «нулевой отрезок» (отрезок, соединяющий точку отсчёта с ней же самой) и аналогичный «полный оборот» по окружности. Причем если мы проделаем ту же операцию, но от другой точки, мы все равно получим тот же самый рисунок, состоящий их точно таких же отрезков.

В музыкальной теории любой такой отрезок называется интервалом. А что, если мы захотим соединить три точки, то есть вписать в этот круг треугольник? Представляете, сколько разнообразных треугольников можно построить здесь от одной точки к другим? А четырехугольников? А пятиугольников? У каждой геометрической фигуры будет своя уникальная форма. Значит, для каждого понадобится отдельный музыкально-теоретический термин, улавливаете? Вот собственно, что изучает теория музыки.

В конце концов мы дойдем так до двенадцатиугольника — и сможем вписать только один такой двенадцатиугольник в этот круг, потому что мы вообще-то с него и начинали. Круг был нашим исходным ограничением, и выходит, мы сделали полный круг. Но не беспокойтесь — конечно же, мы не будем изучать все виды музыкально-геометрических фигур.

Среди обширных семейств нас будут интересовать лишь определенные группы, которые в силу своих акустических свойств выделяются на общем фоне и являются ключевыми для элементарной теории музыки. Вот семейство интервалов (то есть отрезков) будет интересовать нас в полном объеме! Ведь любые наши фигуры будут состоят из отрезков, не правда ли?

Итак, расстояние от одной ноты до другой называется интервалом, и таких интервалов у нас 12:

Нот 7, но звуков 12: удивительный взгляд на теорию музыки
Источник:

из книги Андрея Данилова «Ум, голос и пальцы. Основы теории музыки»

Обратите внимание, что расстояние от ноты до ноты мы представляем себе по часовой стрелке (например, интервал от ноты «до» (С) до ноты «ля бемоль» (Ab) количественно равен восьми полутонам), в то время как сам отрезок прямой линии показываем нам, скажем так, и более короткое расстояние к той же ноте (против часовой стрелки оно равно всего лишь трем полутонам).

На клавиатуре данный пример будет выглядеть следующим образом:

Нот 7, но звуков 12: удивительный взгляд на теорию музыки
Источник:

из книги Андрея Данилова «Ум, голос и пальцы. Основы теории музыки»

Как видите, между нижним C и Ab действительно восемь полутонов, а между Ab и верхним С — только три. Таким образом, это два разных интервала, однако составлены они из одних и тех же нот. Это свойство интервалов называется обратимостью.

Каждый интервал можно представить в обращенном виде. Теперь давайте подведем небольшой итог для справки, и выпишем подряд все 12 интервалов последовательно с соответствующими им названиями и их обращениями:

Нот 7, но звуков 12: удивительный взгляд на теорию музыки

[ Унисон = прима ]

Источник:

из книги Андрея Данилова «Ум, голос и пальцы. Основы теории музыки»

В левой колонке указана величина интервалов, выраженная в полутонах. Полутон является минимальным элементом в нашей системе — нет величины меньше его. Но несмотря на то что с помощью полутонов можно посчитать любые расстояния, на практике мы никогда не используем его в качестве единицы измерения, поэтому в дальнейшем я расскажу вам, как соотносить интервалы по величине друг с другом, опираясь на практический навык, а не формальный количественный.

В средней колонке вы видите традиционные названия интервалов — это общепринятые наименования, которые этимологически соответствуют числам от 1 до 8 на латинском языке, с тем лишь нюансом, что некоторые из них (2, 3, 6 и 7) имеют разновидности (малый и большой), а тритон указывает просто на свою величину (шесть полутонов — это три целых тона).

Правая колонка знакомит нас с условными обозначениями этих наименований. Обратите внимание, что традиционно у тритона нет самостоятельного обозначения — он считается либо увеличенной (на один полутон) квартой (4#) — либо уменьшенной (на один полутон) квинтой (5b). А еще — он сам себе обращение! Тритон делит октаву из 12 полутонов ровно пополам. Относительно него выстраивается зеркальная схема обращений всех остальных интервалов, на что и указывают разноцветные стрелочки.

Теперь мы можем постепенно объединить в своем уме и на практике три схемы: круговую, линейную и «зеркальную». Круговая схема больше подходит для чисто умственного представления — благодаря ей мы понимаем, что не имеет значения, от какой ноты мы будем располагать данную систему интервалов, ведь, по сути, ничего не изменится.

А еще на ней хорошо видно симметрию. Линейное расположение, которое представляет собой клавиатуру, уже гораздо практичнее — можно сыграть и послушать, как это звучит. Однако мы можем легко убедиться, что отложить эту систему интервалов от другой ноты может показаться не такой уж простой задачей, ведь нам все время придется задействовать разные комбинации белых и черных клавиш, а значит, одинаковые по своей величине интервалы будут порой выглядеть по-разному!

Что же касается зеркальной схемы, то я не имею в виду не столько сам список названий, сколько взаимообратимость интервалов относительно середины октавы (тритона). А еще «зеркальность» со временем поможет увидеть, что круговая и линейная схемы являются на самом деле зеркальным отражением друг друга! Так теория и практика становятся нераздельны.

Что касается интервалов, важно поговорить об их сонантности. Сонантность — это качество созвучия звуков между собой, воспринимаемое нами на слух. Звучание нескольких (двух и более) звуков может ощущаться более созвучно (благозвучно) — и тогда мы говорим, что они представляют собой консонанс. Если же созвучность их менее благозвучна, то мы говорим, что это диссонанс.

Однако существует множество побочных факторов, влияющих на наше восприятие сонантности. Среди них и тембр, и акустика, и динамика, и многие другие. Поэтому даже такое строгое деление на консонансы и диссонансы уже дает трещину — и мы говорим о совершенных и несовершенных консонансах и диссонансах.

И даже среди этих видов мы можем выделить еще больше подгрупп. При желании об истории консонанса и диссонанса можно прочитать книгу Тенни Джеймса, которая так и называется. Традиционно же мы делим все интервалы на следующие сонантные группы:

[ Совершенные консонансы — ч.1 / ч.8 / ч.4 / ч.5 ]

[ Несовершенные консонансы — м.3 / б.3 / м.6 / б.6 ]

[ Несовершенные диссонансы — м.2 / б.2 / м.7 / б.7]

[ Совершенные диссонансы — тритон (ув.4 / ум.5) ]

В заключении этой главы хочу подчеркнуть значение интервалов. Можно сказать, что кроме них у нас больше ничего и нет! Все будет состоять из интервалов. Мелодии — это всегда интервалы, переходы от одной ноты к другой, а аккорды — это созвучия, состоящие из нескольких интервалов, взятых одновременно.

Нот 7, но звуков 12: удивительный взгляд на теорию музыки
Источник:

из книги Андрея Данилова «Ум, голос и пальцы. Основы теории музыки»

Так что интервалы — это наша палитра. Чем лучше мы знаем, слышим и чувствуем ее, чем тоньше мы ощущаем образ, скрывающийся за ней при том или ином смешивании на холсте, тем глубже и богаче будет набор наших художественных средств. Система интервалов — все равно что теория цвета!

Отрывок из книги Андрея Данилова «Ум, голос и пальцы. Основы теории музыки». М.: Издательство Бомбора (Эксмо), 2024.

Читайте книгу целиком

Андрей Данилов представляет читателям такой взгляд на теорию музыки, который будет полезен и тем, кто с предметом столкнется впервые, и тем, кто полагал, что уже знает об этом все. Автор не изобретает новых идей, но блестяще связывает между собой положения физики звука, гармонии, ритмики, голосоведения, полифонии, сольфеджио, музыкальной формы и инструментоведения в духе идей о Harmonia Mundi. И все это в перспективе, от Античности до наших дней.

Об авторе: Андрей Данилов — музыкант, композитор, саунд-дизайнер, музыковед, преподаватель в Moscow Music School. Окончил Институт современного искусства по направлению эстрадно-джазового исполнительства. Занимается преподаванием уже около 10 лет. Работал над музыкой и звуком для таких брендов и компаний, как Arzamas, МТС, РосТех, Сбербанк, GARAGE, Яндекс.

Читайте книгу целиком
Реклама. www.labirint.ru
Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения