Вид на село Богруделик с холма. Он считается сакральным местом. Молодые татары, приезжая из городов навестить родных, стараются подняться на холм. С его высоты видно, что село небольшое (около 1200 метров в длину) и расположено на равнине. Переселенцы долго подбирали место — хотели жить именно на равнине, так как она напоминала им об Омске.
Cаадет 85 лет. Ее отцу было четыре года, когда он приехал с родителями из Омска. Дочери он рассказывал, как жители села долго и со слезами прощались с теми, кто решился на переселение. Как выяснилось позже, путешествие было очень опасным, и многие не добрались до нового дома.
Саадет горюет, что раньше люди были более зажиточными — в каждом доме свои овцы, корова; молодые ценили сельскую жизнь, а сейчас уезжают в большие города.
В Богруделике нет детей, живущих тут постоянно. Они приезжают навестить бабушек и дедушек. В селе нет детского сада, а здание школы заброшено. Чем старше дети, тем сложнее заманить их на каникулы в Богруделик, особенно тех, что растут за пределами Турции, в Европе.
Талипу и Разие по 74 года. Женщина держит фото своей матери Фейзие. Она была среди первых детей, которые появились на свет на новой земле. Фейзие рассказывала дочери о горестях и сложностях жизни в первые годы переселения: каждый день умирали люди от голода и тяжелого, непривычного для татар климата — сухого и жаркого.
Возвращение из паломничества в Мекку одной из семей празднуют всем селом. Все собираются в одном из дворов. За столом сидят по очереди — если место занято, приходится подождать. Женщины и мужчины едят отдельно — таковы традиции.
Хлеб в Богруделике пекут сами. В селе есть три семьи, которые делают это по старой традиции — в специальной печи.
Местные жители держат овец. На фото пастух загоняет их в стойло.
Фейязу 76 лет. В молодости он уехал в Германию: «Требовалась рабочая сила, и мы поехали с женой». Прожил там 40 лет, свободно говорит на немецком. Вернулся в Богруделик, чтобы провести пенсию на родине. Читает дома Коран.
Мечеть можно увидеть из любой точки Богруделика. Самая важная молитва в пятницу, на нее собирается все село. Молиться можно и дома, однако считается, что коллективная молитва в мечети обладает наивысшей силой.
Именно из-за желания исповедовать ислам без притеснений предки этих людей покинули Россию. Но молодежь все чаще отворачивается от религии, так как видит в ней политическую подоплеку.
Когда кто-то умирает, хоронят всем селом, но в церемонии участвуют только мужчины. Каждый должен положить немного земли в могилу. Женщины ждут дома, где оплакивают умершего.
По пятницам жители села ходят на кладбище — помянуть ушедших родственников.
Нафие, самой старой жительнице села, 103 года. Ее родители родом из Омска. Приехали со второй волной татар, которые сначала поселились в Дуанюрте и лишь спустя несколько лет переселились в Богруделик. Решили объединиться с другими татарами, чтобы было легче выжить.
Соседи постоянно ходят друг к другу в гости. Много общаются. Приглашают в дом на чай.
Севийе (68 лет) написала книгу о миграции русских татар в Османскую империю. Идея возникла в 2007 году, на столетний юбилей переселения. Собирать информацию в интернете помогали более молодые родственники. Размышляя, правильно ли сделали предки, уехав так далеко от дома, Севийе посетила Омск и отметила, что дома татар расположены далеко от дорог и инфраструктуры.
Чингисхану 31 год. Он работает разработчиком программного обеспечения, живет в селе и никуда не собирается уезжать — нравится спокойный уклад сельской жизни.
Однако Чингисхан не любит традиции, несмотря на свое имя, которое дали ему в честь великого полководца. Он может выпить пива, слушает электронную музыку и критикует ярых последователей ислама.
Фото: Сергей Строителев
Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 7, октябрь 2022