От високосного года вообще не ждешь ничего хорошего, но во Всемирной организации здравоохранения решили не тянуть кота за хвост и уже в январе объявили о некой болезни, которая поставит человечество на колени. Названия у нее нет, поэтому зараза проходит под кодовым именем «болезнь Х». (Почему «Х»? Да чтобы никто не догадался.) По большому счету, COVID-19 до поры до времени тоже был «болезнью Х» — пока не получил официальное наименование. Но что пугает ВОЗ в новом, еще неизвестном никому патогене, и откуда такая уверенность, что он точно появится?
То, что международное сообщество не готово к серьезным вспышкам заболеваний, организации-члены ВОЗ признали еще в 2015-м, когда локдауны в мировом масштабе показались бы нам сюжетом фантастического кино. Поэтому, чтобы перечислить потенциально опасные патогены, запустили «План исследований и разработок по предотвращению эпидемий». В нем-то в 2018 году и появилась пустая клетка, куда потом вписали: «Болезнь X».
Это было нужно, чтобы стимулировать чиновников от здравоохранения активнее готовиться к возможному приходу новых, доселе неизвестных вирусов. Буквально через год таким патогеном стал COVID-19. То, что случилось дальше, прекрасно показало всем уровень готовности властей разных стран к испытанию неизвестностью.
Позже, в 2022-м, когда с ковидом уже вовсю боролись не только масками, но и вакцинацией, сотни ученых собрались, чтобы рассмотреть доказательства существования 25 семейств микробов и поразмышлять о том, какие угрозы может представлять теоретическая вспышка новой «болезни Х». По словам генерального директора ВОЗ Тедроса Аданома Гебреисуса, организация уже принимает меры относительно новой неизвестной болезни, в частности, создает «пандемийный фонд» и строит центр передачи технологий в Южной Африке для решения проблемы неравенства в распределении вакцин.
Но одной из главных проблем очередной «болезни Х» ВОЗ называет даже не социальное расслоение, а дезинформацию и страх людей перед заговором. Планов громадье: разработать эффективные стратегии общественной коммуникации, защитить психическое здоровье людей (чтобы не посходили с ума, если снова потребуется надолго ввести режим самоизоляции), подумать об уязвимостях экономик, повысить гибкость систем образования — словом, ВОЗ намерена заранее подготовиться к новому вирусу, не дожидаясь пандемии.
Причем новая болезнь может прийти с какой угодно стороны. Недавно, например, птичий грипп впервые убил белого медведя, и ученые рассказали, стоит ли нам теперь готовиться к новой пандемии.