Комплексное исследование
Оказалось, что высокопробное золото взято из россыпного месторождения, а эмаль когда-то была частью римской мозаики.
Драгоценность сделана в форме квадрифолия — очень популярного в средневековье мотива, в котором соединены квадрат и цветок с четырьмя лепестками. В центре красуется вставка с изображением трилистника из эмали разных цветов.
Специалисты определили, что часть эмалей близки по химическому составу к римским и ранневизантийским мозаикам и украшениям, а часть полностью идентична.
По выводам исследователей, вставка в центре подвески была сделана по популярной в средние века технологии. В разрушенных зданиях собирали осколки мозаик, очищали от загрязнений, готовили порошок, который затем плавили и обжигали в специальной печи, и таким образом повторно использовали эмаль.
Есть вероятность, что вставку изготовили таким способом в Византии и привезли на Русь, где мастера уже украсили элементом золотую подвеску своей работы.
Ученые допускают, что золотая основа могла быть выполнена как русскими ювелирами, так и греческими — в Византии или в одном из древнерусских городов.
По словам археологов, автор украшения обладал высоким профессионализмом и изысканным вкусом. Технология изготовления делает подвеску уникальным произведением художественного ремесла, аналогов ученые не встречали в материалах Древней Руси и Византии.
Драгоценность была найдена в раскопе на Знаменской улице Великого Новгорода. На глубине более пяти метров археологи РАН обнаружили остатки усадеб явно очень обеспеченных горожан — многочисленные артефакты говорят о высоком социальном статусе владельцев. Подвеска, вероятно, была частью парадного убора богатой жительницы древнего Новгорода.