Сновидения позволяют человеку всего за одну ночь «прожить» несколько историй, а странные сюжеты снов порой бывают достойны экранизации? Еще в Античности жрецы и мыслители пытались толковать сновидения, а в наше время этим занимается наука. «Вокруг света» рассказывает, как менялись наши представления о сновидениях.
Древняя Греция: храмы для сна
Древние греки стояли у истоков многих наук, и неудивительно, что именно они одними из первых заинтересовались феноменом сновидений. В ту пору, сны, как и большинство других явлений, связывали с проявлением божественных сил.
В греческом пантеоне снами «заведовал» Гипнос — сын богини ночи Нюкты и бога мрака Эреба. Его братом-близнецом, по одной из версий, был Танатос — бог смерти. Такое родство наводило на мысли о связи снов (прежде всего, кошмаров) с силами подземного мира. Впрочем, приятные сновидения греки считали посланиями бога Аполлона.
Греки считали, что ниспосланные богами сновидения позволяют узнать будущее. Для толкования снов даже создавались специальные храмы. Так, древнегреческий географ Павсаний упоминает один из таких храмов в труде «Описание Эллады»:
«От Этил до Таламы расстояние по суше стадий около восьмидесяти (около 15 км. — Прим. Vokrugsveta.ru). На этом пути есть храм Ино и оракул. Предсказания даются во время сна; все, о чем они хотят узнать, богиня открывает им в виде сновидений».
Древний Египет: сны как лекарство
Примерно такое же представление о предназначении сновидений было и у древних египтян. Для расшифровки посланий богов существовали специальные люди — толкователи. Они делили сны на спонтанные и «испрошенные» — те, которые люди видели после соответствующей молитвы.
Как и в Древней Греции, в Древнем Египте обратиться к богам за посланием можно было в храмах — к примеру, в городах Дандара и Абидос. Как правило, беспокоить высшие силы можно было при сильной болезни. Жрецы вводили больных в сон, чтобы те смогли увидеть, что их ждет: смерть или исцеление. Также к богам обращались врачи, чтобы узнать, как лечить своих пациентов.
Подобный случай описан в книге бельгийского историка Кюмона Франца «Египет астрологов». Он рассказывает о жившем в Египте греке Фессале, который после трехдневного поста пришел в храм, чтобы обратиться к богу врачевания Асклепию. Жрец произнес заклинание, и внезапно Фессал увидел на пустом троне самого Асклепия, от которого исходило ослепительное сияние. Испуганный Фессал боялся потерять сознание, но взял себя в руки и заговорил с богом «наедине».
Первые научные шаги
Одним из первых в божественной и «предсказательной» природе сновидений усомнился Аристотель. Важный вклад в развитие представлений о снах стал внес и автор труда «Онейрокритика» Артемидор Далдианский. Он писал о значимой роли личности сновидца, а также его ментального состояния для верной расшифровки сна.
«И видевшему сон и толкующему было бы полезно, и не только полезно, но необходимо, чтобы снотолкователь знал, кто таков сновидец, чем он занимается, как родился, чем владеет, каков здоровьем и сколько ему лет», — сообщается в книге Артемидора.
Ближе всех к современным психологам оказался философ Платон. Он предположил, что если разумная часть души человека не в состоянии совладать с вожделеющей и яростной частями, то человек будет видеть во сне исполнение своих предосудительных желаний, отмечает культуролог Ирина Протопопова в работе «Сновидение у Гомера и Платона».
Зигмунд Фрейд и его «Толкование сновидений»
Мысль Платона получила развитие в исследованиях австрийского психоаналитика Зигмунда Фрейда. В 1900 году выходит первое издание его «Толкования сновидений». Одна из основных мыслей книги — в каждом сновидении можно обнаружить зашифрованное желание, которое сознание человека по разным причинам решило вытеснить.
Для демонстрации этого феномена Фрейд приводит в пример сновидения детей, в которых они видели реализацию того, что им запрещали днем. Так, дочь психоаналитика Анна отравилась и должна была сесть на строгую диету, а ночью во сне она возбужденно произносила слова «земляника», клубника», «яичница», «каша».
У взрослых же людей все происходит не настолько явно. Дело в том, что многие желания (особенно связанные с агрессией или сексуальностью) могут вступать в конфликт с нашей совестью, а потому цензурируются сознанием. В итоге в самом сновидении их практически невозможно узнать — так и появляются чудаковатые образы и невероятные, нелогичные сюжеты снов.
Как же понять свое сновидение с помощью психоаналитической методики? С помощью ассоциаций — на них, можно сказать, строится весь психоанализ. Важно выделить несколько образов сновидения и начать размышлять о каждом: какие ассоциации он вызывает? Так вы поймете, что в каждом символе могут быть «сгущены» самые разные смыслы. Выпишите их, проанализируйте и постарайтесь понять, что у всех них общего.
Сновидения в гештальт-терапии
Анализ сновидений является одной из основных техник, пожалуй, только в психоанализе. Тем не менее к нему периодически прибегают и в других направлениях психотерапии — к примеру, в гештальт-терапии. Только здесь подход несколько иной.
Согласно гештальт-терапии, сон создается не только из желаний сновидца, но из всех частей его личности — фантазий, переживаний, страхов, жизненного опыта, частей личности, принимаемых или отвергаемых человеком. Зачастую сны отражают незакрытые гештальты — неоконченные ситуации или отношения, которые психика пытается завершить символически, проигрывая их во сне. Так, например, объясняются повторяющиеся сны.
В таком случае психотерапевту необходимо помочь человеку обнаружить связь сна и незавершенной ситуации из реальной жизни и найти способ закончить ее. При этом необязательно работать со всем сном, как в психоанализе, можно сфокусироваться лишь на том, что запомнилось лучше остального. Также нужно выделить основные образы сновидения, вызвавшие самые сильные переживания.
Затем нужно выбрать один из этих образов и примерить его на себя (даже если образ неодушевленный), после чего рассказать сновидение от лица этого «персонажа». Если идентификация с каким-то из этих объектов вызывает сопротивление, то, вероятно, именно он символизирует самую актуальную проблему на данный момент.