Гоби — одна из самых больших пустынь мира. Это «безводное место» (так название пустыни переводится с монгольского) существует уже около 65 млн лет, оставаясь практически неизменным. Путешествия по Гоби и по сей день сопряжены с риском — здесь проверку на прочность проходят и люди, и техника.
В 2022 году покорять пустыню Гоби отправились три российских путешественника: обладатель множества мировых рекордов Фёдор Конюхов, мотопутешественник и видеоблогер
ГЕРОЙ
Александр Юнанов
Основатель Yunan Mototour Russia, член Русского географического общества, мотопутешественник, объездил около 50 стран, от Австралии до Крайнего Севера, преодолев более 300 000 километров.
В 2022 году принял участие в экспедиции по пустыне Гоби, приуроченной к 110-летию признания Российской империей государственности Монголии (это произошло в 1912 году). Юнанов и его компаньоны установили мировой рекорд, проехав по пустыне Гоби 1001 километр за 10 дней, на трехколесных мотовездеходах ZUBR Trike, которые прошли испытания экстремальными условиями.
Планирование экспедиции
Александр, почему выбор пал именно на пустыню Гоби?
Где-то в феврале прошлого года мы сидели у Фёдора Филипповича Конюхова и сетовали, что нам в третий раз приходится откладывать экспедицию на Северный полюс, уже на неопределенный срок. Сначала отправиться туда не позволяла пандемия коронавируса, потом начались всем известные события у нас и в соседних странах. В общем, стало понятно, что Северный полюс пока остается для нас только мечтой.
И тут Фёдор Филиппович спросил, был ли я в пустыне Гоби. Я ответил, что еще нет. «Поехали в Гоби, чего нам сидеть? Зачем нам снег?», — предложил он. Вот так с легкой руки Фёдора Конюхова родилась идея экспедиции, которую удалось организовать за полгода. Мы решили пересечь пустыню и в более или менее тяжелых условиях испытать нашу технику, которая изначально разрабатывалась для Северного полюса.
Как вы планировали маршрут?
Гоби — огромная пустыня, очень удачно расположенная с точки зрения путешественников. Изначально мы планировали пройти полторы тысячи километров. Поставили себе такую задачу и даже подняли ее до 1600 километров, чтобы получилась 1000 миль. Как потом оказалось, это была слишком смелая задумка, и в итоге мы проехали 1001 километр. Но и этого в целом было достаточно для достижения рекорда, который мы заявляли — пересечь пустыню Гоби на мотовездеходах, подобных нашим.
Время тоже было выбрано не случайно, потому что в сентябре в пустыне уже не так жарко днем и еще не так холодно ночью. Хотя перепады дневной и ночной температур все равно составляли порядка 30 градусов, и это было весьма ощутимо. Мы специально искали не самые простые пути, потому что нам нужно было заставить технику работать в напряженных условиях. Не скажу, что в самых экстремальных, но мы старались ее не щадить, чтобы испытания получились объективными.
Мы начали путешествие в городе Даландганзад, который находится на границе Гоби. Маршрут мы планировали примерно, поскольку дорог в пустыне всё равно нет. У нас были машины сопровождения, которые везли топливо и часть снаряжения. Но при желании мы могли обойтись без них, потому что у нас еще были два прицепа, которые мы в итоге даже не распаковывали.
Мы не заезжали в самые дикие места и примерно раз в три дня оказывались в туристических местах с кемпингами и душем. В целом условия были умеренно спартанские.
Какое влияние оказал на путешествие Фёдор Конюхов? Чему-то научил?
Фёдор Филиппович — удивительный человек с неиссякаемой энергией, которой он делится со всеми. Когда мы вечером садились у костра, кто у нас был практически единственным рассказчиком? Конечно же, Фёдор Филиппович. Потому что то количество приключений, через которое прошел этот человек, даже если специально захочешь повторить, вряд ли получится. Это настоящий кладезь энергии, доброты, отзывчивости. И с ним оказалось очень легко и комфортно, он потрясающий попутчик!
Дюны, динозавры и день рождения
Какой была первая встреча с пустыней, чем она запомнилась?
Мы выгрузили трайки (трициклы — Прим. Vokrugsveta.ru), заправились и нырнули в пустыню. Первое впечатление было странным — а где, собственно, пустыня? В нашем представлении пустыня — это похожие на морские волны песчаные дюны до горизонта. А Гоби — каменистая пустыня, она больше похожа на степь. Мелкие камушки, редкая растительность… Мне это где-то даже напомнило казахстанские степи. И вот это было, конечно, неожиданно!
В первый же день мы потерялись с нашими машинами сопровождения, которые где-то катались сами по себе вместо того, чтобы обеспечивать проведение экспедиции. А под конец дня на одном из трайков у нас накрылась шестерня коробки передач — ехать было можно, но мы понимали, что нас ждет основательный ремонт. И хорошо, что у нас все было свое — мы были готовы к такому повороту событий и встали лагерем, не дожидаясь сопровождающих. Поставили палатки, развели костер, разогрели еду и завалились спать, потому что, честно говоря, устали очень. Первый день был самый активный, и эта активность привела к поломке.
Первый ремонт в пути?
Весь следующий день был посвящен ремонту трайка. Игорь проделал огромный объем работы, практически в одиночку перебрал коробку. Поломку получилось отремонтировать, но мы поняли что больше не будем так скакать. Накануне мы вели себя как пацаны, добравшиеся до новой игрушки, а техника, даже самая надежная, требует к себе бережного отношения.
Есть ли все-таки в Гоби песок и дюны?
Что касается дюн, мы знали, что они там есть, и целенаправленно к ним ехали, но это все равно оказалось полнейшей неожиданностью: посреди ровной, как стол, степи из мелкого камушка вдруг лежат горы песка. Такое впечатление, что их привезли сюда специально какие-то исполины — это гряда длиной больше 100 километров и шириной 20-30 километров. Максимальная высота дюн достигает 300 метров. Мы по ним покатались — трайк за счет своих огромных колес идет по ним ровно, потому что песок плотный, а вот машина уже вязнет.
И самое удивительное — при том, что в Гоби всегда дует сильный ветер, этот песок никуда не движется. Он уже миллионы лет лежит в этом месте — это, поразило и удивило больше всего!
Вы побывали в Долине динозавров. Какие впечатления она оставила?
Долина динозавров — это невероятно! Когда ты попадаешь в каньоны фантастической красоты, то совершенно завороженно на них смотришь, потому что не ожидал такого здесь увидеть. А когда понимаешь, что это — крупнейшее в мире кладбище динозавров, то ощущаешь мальчишеский восторг.
Естественно, мы сразу ринулись искать кости. Понятно, что просто так они там уже не валяются, их давным-давно все собрали. Чтобы их найти, надо проводить раскопки, но могу сказать, что мелкие осколки костей динозавров обнаружить можно. Мы нашли небольшие фрагменты размером максимум с пачку сигарет.
А как прошел ваш день рождения в пустыне?
Накануне мы с Захаром Кухловым, который мне помогал в организации этой экспедиции, съездили из Долины динозавров на пастбище и купили у пастуха козу — мне хотелось угостить ребят шашлыком. На следующее утро мы встали довольно рано, Игорь и Фёдор Филиппович меня поздравили, мы выпили пару рюмок чая и поехали. Нас ждал огромный каньон, где мы должны были встретиться с нашими машинами сопровождения и организовать праздничный стол.
В итоге мы добрались до каньона, а машины сопровождения — нет, и день рождения отмечали втроем, по-походному. Атмосфера была фантастической: над нами усыпанное миллиардами звезд небо, костер горит, Фёдор Филиппович рассказывает истории… Он подарил мне в этот день свой новый спальник, потому что я накануне очень замерз. И еще подарил своими руками сделанный крест из саксаула. На редкость теплые подарки, один в прямом смысле, а второй — в переносном. Вот такой 48-й день рождения в центре пустыни Гоби! Понравилось ли? Да, но повторять не хочется.
Утром следующего дня приехала машина с нашими ребятами, которые встали в 70 километрах от нас в кемпинге с юртами (в одной из них мы даже потом ночевали) и родником. Нам пришлось вернуться с ними туда за запчастью и, конечно, козой — которая, к слову, оказалась совершенно несъедобной, как подошва. Там уже второй раз отметили день рождения всей компанией.
Игорь исправил очередную поломку у трайка, а одна из машин сопровождения пробила колесо. Запасного не было, и мы поняли, что предварительный план придется менять. Слили с машины всё топливо, отправили ее обратно в Иркутск, а сами решили двигаться дальше. Нам надо было закончить испытания трайков и выйти все-таки на рекорд, а для этого предстояло преодолеть еще около 500 километров. Мы решили, что продолжим двигаться не на запад, а на север, чтобы к конечной точке могла подъехать по асфальту фура, в которую нам надо было загрузить трайки.
Чем запомнилась финишная прямая?
Ощущения от финишной прямой я помню очень хорошо. Я понимал, что из трех трайков у нас два уже ломались, и что у нас уже заканчивались запчасти для таких критичных поломок. Мы старались ехать аккуратнее, ведь хотелось все-таки дойти до финиша. И тут у меня сломалась полуось. Слава богу, с собой была запасная, Игорь буквально за полтора часа ее приладил, и мы поехали дальше.
Но меня не оставляла мысль о том, что у нас больше нет запасных полуосей, а сломаться может любая из них, даже моя новая. Едешь и думаешь: «Можно мы уже просто доедем без каких-то приключений? Мы наремонтировались и напереживались». Я считал километры и надеялся, что ничего не отвалится. Нам повезло, больше проблем не возникло.
Выводы и впечатления
Как вы оцениваете итоги экспедиции? Удалось ли выполнить все поставленные цели, в том числе установить рекорд?
Итоги путешествия однозначно положительные — все цели и задачи, которые ставились перед экспедицией, были выполнены на 100%, мы результатами очень довольны. Мы установили в классе наших вездеходов рекорд — никто на таких Гоби не пересекал, 1000 километров по этой пустыне не проезжал. И это даже не только рекорд России, но и мировой, он зафиксирован, все доказательства представителям Книги Гиннесса предоставлены и приняты.
Многие мне писали, что за фигня, что за техника такая… Ребятки дорогие, для того испытания и устраиваются, чтобы найти слабые места. И мы их нашли! Техника на то и техника, чтобы иногда ломаться. Особенно если это более или менее экстремальная экспедиция. Самое важное, что техника ремонтопригодная, легко чинится «на коленке» подручным инструментом. Все вездеходы самостоятельно добрались до финиша — это главное. А нам предстоит их доработать с учетом полученного опыта. Теперь будем готовиться к каким-то новым экспедициям, рекордам и достижениям.
Что для вас пустыня Гоби?
Ветер! Это ветер, который дует 24 часа в сутки.
По чему особенно скучаете после поездки?
После любой поездки хочется снова куда-то вырваться, опять оказаться в седле, пережить какие-то новые приключения. Я никогда не скучаю о том, что было, мне всегда хочется чего-то нового.
Фото: предоставлены героем публикации