«Энергия-Буран» — последняя и самая масштабная советская космическая программа — предусматривала создание многоразовой транспортной космической системы, которая стала бы ответом на аналогичную многоцелевую военно-гражданскую программу США Space Shuttle.
Свой первый и единственный космический полёт орбитальный космический корабль-космоплан системы «Буран» совершил в беспилотном режиме в 1988 году.
Необходимость создания советской многоразовой космической системы в качестве средства сдерживания потенциального противника была выявлена в ходе аналитических исследований, проведённых Институтом прикладной математики АН СССР и НПО «Энергия» в 1970-х годах.
Было доказано, что США, введя в эксплуатацию свою программу Space Shuttle, смогут получить решающее военное преимущество в плане нанесения упреждающего ракетно-ядерного удара.
Создание системы «Энергия-Буран» стало величайшим проектом советской науки и промышленности, к разработке были подключены 70 министерств и ведомств, 1 286 предприятий и около миллиона человек.
Особое место среди них занимал ЦНИИмаш — головной институтМинистерства общего машиностроения СССР, отвечавший за проектирование спускаемого ракетоплана, который в дальнейшем производился на Тушинском машиностроительном заводе.
Проектирование ракеты «Энергия» осуществлялось в НПО «Энергия» в Подмосковье, а сборка — на куйбышевском заводе «Прогресс».
Работы по программе были приостановлены в связи с недостатком финансирования в последние годы СССР, а проект был официально закрыт президентом Борисом Ельциным в 1993 году.
Единственный летавший в космос «Буран» был уничтожен в 2002 году при обрушении крыши монтажно-испытательного корпуса на Байконуре, в котором он хранился вместе с готовыми экземплярами ракеты-носителя «Энергия». Второй космический корабль этой серии «Буря» по сей день находится в заброшенном корпусе на Байконуре.
Поход на космодром Байконур был для меня особым приключением. Несмотря на работу в космической отрасли, я никогда не бывал на запусках ракет, командировки ограничивались лишь поездками на московские предприятия и в министерства.
Так что побывать в заброшенных цехах Байконура и увидеть запуск ракеты было для меня давней мечтой.
От Самары до Байконура около двух дней пути автостопом, но попасть на сам космодром, особенно накануне запуска, — не столь простая задача. Основная дорога охраняется российской полицией и войсками, так что самый простой путь добраться до заброшенных цехов, относящихся к программе «Энергия-Буран», был по степи в ночное время.
Расстояние от трассы составляет около 30 километров, которые без труда проходятся за ночь. На рассвете мне удалось дойти до корпусов, полюбоваться пыльными космическими кораблями, увидеть на следующий день запуск ракеты и ночью вернуться назад незамеченным.
Одновременно с увеличением численности спутниковой группировки и развитием пилотируемой космонавтики расширялась и сеть связи и управления космическими аппаратами.
По всей стране были возведены центры космической связи для управления и получения информации с пилотируемых орбитальных комплексов, космических кораблей, автоматических межпланетных станций и спутников социально-экономического и научного назначения.
Чтобы обеспечить бесперебойную связь с космическими аппаратами, были построены 11 морских судов дальней космической связи, которые, находясь в различных точках океана, могли связываться с космическими аппаратами в любой точке орбиты.
На сегодняшний день из всех кораблей космического флота уцелел лишь один, он находится на территории музея в Калининграде.
Особую проблему представляла передача сигналов с межпланетных космических аппаратов на Землю, поскольку энергетические возможности бортовой аппаратуры ограничены сотнями ватт, а в зоне приёмных антенн на Земле велик уровень техногенных электромагнитных помех, что не позволяет повышать чувствительность приёмников.
Эта проблема решается применением особого типа антенн и последующей обработкой принимаемого сигнала на ЭВМ.
Передача сигнала на космический аппарат сопряжена с меньшими трудностями, так как мощность сигнала, передаваемого с Земли, практически не ограничена, в дальнем космосе отсутствуют электромагнитные помехи техногенного происхождения, а естественный фон радиоизлучения очень слаб, что позволяет оснащать космические аппараты высокочувствительными приёмниками.
В 1990-е годы количество запусков космических аппаратов резко сократилось и соответственно свернулась и наземная космическая инфраструктура. Большая часть уцелевших антенн космической связи и по сей день находится на территории действующих войсковых частей, но уже не функционирует.
Отрывок из книги Арсения Котова «Заброшенные города СССР». (История России в цвете). М.: Издательство АСТ, 2022.
Читайте книгу целиком
Вы увидите самые легендарные заброшенные места России и постсоветского пространства и познакомитесь с интересными историями из путешествий по Припяти, Байконуру, Норильску, Магадану, Воркуте и многим другим городам.