Обреченный город: найдена еще одна причина, погубившая жителей Помпеев

Не только пепел и пирокластические волны несли смерть простым людям

20 июля 20242

К. Брюллов, «Последний день Помпеи», 1833

Когда извержение вулкана Везувия разрушало древнеримские Помпеи в 79 году н.э., многие жители умирали, задыхаясь под «доджем» из пепла и пемзы, который накрыл город и продолжался почти все первые сутки. Тех, кто выжил, ждала вторая страшная волна — следом пришли пирокластические потоки раскаленного вулканического газа и пород, от жара которых люди погибали мгновенно.

Теперь ученые из Обсерватории Везувия обнаружили, что была еще одна смертоносная волна между этими двумя. Найденные недавно новые останки людей показывают, что они были раздавлены стенами, рухнувшими из-за серии одновременных землетрясений. Это открытие дополняет картину одной из самых разрушительных катастроф в истории. Исследование опубликовано в Frontiers in Earth Science.

Front. Earth Sci

Команда итальянских вулканологов изучала место обширных раскопок в Помпеях – «Дом художников за работой» (Casa dei pittori al lavoro), когда в одной из самых последних комнат наткнулась на необычную находку. Сначала они заметили обрушение стен, которое не соответствовало ходу извержения и последствиям известных вулканических событий в Помпеях. По словам экспертов, «должно было быть другое объяснение». Изучая эти руины, вулканологи нашли скелеты двух мужчин с очевидными травмами костей.

Совместное исследование с археологами и антропологами показало, что обоим мужчинам на момент гибели было около 50 лет. У одного из них выявили переломы ребер, таза, конечностей, позвоночника и черепа, которые, скорее всего, привели к мгновенной смерти. Второй, вероятно, тоже умер почти сразу – у него нашли переломы обеих рук, правой ноги, таза и черепа.

Front. Earth Sci

Позы мужчин были скрученными, а руки подняты над головой. Над одним из скелетов просматривались слабые следы круглого объекта наподобие деревянного щита. Ученые предполагают, что он, понимая опасность разрушения каменной кладки, пытался защититься, закрыть голову перед тем, как стена упала на него.

Кроме того, останки мужчин были найдены сверху слоя вулканической пемзы, а не погребенными под ней. Это означает, что они пережили первую волну извержения – «дождь» из пепла и пемзы. Но погибли до того, как пирокластические волны прокатились по городу.

Front. Earth Sci

Хотя известно, что сейсмическая активность сопровождает извержения вулканов, и землетрясения происходили в Помпеям не раз до 79 года, но окончательное разрушение города было таким масштабным, что ученые не могли точно определить, было ли землетрясение в момент гибели Помпеем. До сих пор были доказательства только двух событий и их последствий, которые реконструировались – это накопление пепла, пемзы, которые обрушивали дома, и динамическое давление от пирокластических потоков. Помимо буквально выжигания всего живого, они тоже разрушали здания. «Дом художников» и найденные в нем останки стали первым доказательством того, что синхронные землетрясения были еще одним фактором, уничтожавшим Помпеи и их жителей.