Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Обязательно к просмотру: 5 фильмов о культуре Ближнего Востока и Северной Африки

Кинокритик Анна Филиппова рассказывает о картинах, которые не тиражируют стереотип о «загадочном Ориенте», а рассказывают о реальном Ближнем Востоке, который гораздо интереснее своей поп-культурной проекции

1 июня 2021Обсудить

Большинство из фильмов в этом списке можно будет увидеть на фестивале Qatar Film Days, который пройдет с 4 по 6 июня 2021 в общественном пространстве «Севкабель Порт» в Санкт-Петербурге.

«Должно быть, это рай» (It Must Be Heaven; 2019) 

Режиссер: Элиа Сулейман
Франция, Катар, Германия, Канада, Палестина, Турция

+1

Элиа Сулейман — маститый режиссер, обласканный всевозможными наградами на международных фестивалях. Свежая лента «Должно быть, это рай» получила приз ФИПРЕССИ Каннского фестиваля. Палестинец Сулейман любим по всему миру не в последнюю очередь потому, что его абсурдистский язык, чем-то похожий на интонации Уэса Андерса, понятен всем.

Тут не требуется подстрочник, причем не только в смысле культурологического контекста, но и буквального перевода:  за весь фильм Сулейман, который сам по традиции сыграл главную роль, едва ли произносит пару реплик. Это очень интеллигентское кино: даже на болезненные темы (например, судьба Палестины) Сулейман высказывается почти шепотом. Но так, оказывается, лучше слышно.

«Нарджес А.» (Nardjes A.; 2020) 

Режиссер: Карим Айнуз
Алжир, Франция, Германия, Бразилия, Катар

Обязательно к просмотру: 5 фильмов о культуре Ближнего Востока и Северной Африки
Кадр из фильма
Обязательно к просмотру: 5 фильмов о культуре Ближнего Востока и Северной Африки
Кадр из фильма

Режиссер Карим Айнуз, бразилец алжирского происхождения, впервые приехал на родину в феврале 2019-го. Он хотел снимать автобиографический фильм — об отце, который участвовал в войне за независимость (точке отсчета для самосознания алжирцев), и о себе, который приехал познакомиться со страной, чей дух он впитал даже без физического присутствия. Его приезд совпал с другим историческим событием — началом гражданских протестов против засидевшегося президента Абдельазиза Бутефлики. Они начались весной 2019-го и проводились каждую пятницу (в выходной). Айнуз решил переформатировать фильм, точнее, снять совсем другой. Он отправился на протесты, где у него быстро отняли профессиональную камеру. Айнуз не отчаялся и стал снимать на телефон.

«Нарджес А.» — это хроника одного дня (8 марта 2019 года) гражданской активистки и яркой представительницы протеста (в значительной степени молодежного). Это яркий репортаж «с места событий», который сразу уносит за собой. Не замечаешь ни того, что это снято на айфон, ни того, что это происходит на другом материке: ощущение, что ты сейчас с тысячами алжирцев присутствуешь на протесте. Увидимся в следующую пятницу на площади. 

«МИКА» (MICA; 2020) 

Режиссер: Исмаэль Ферукки
Марокко, Франция

Обязательно к просмотру: 5 фильмов о культуре Ближнего Востока и Северной Африки
Кадр из фильма

Одна из главных ближневосточных проблем сегодня (и всегда) — чудовищное социальное расслоение. Мика — старший ребенок в бедной семье. Ему всего лишь десять, а отец семейства болен и не может их обеспечивать, так что роль кормильца вынужден принять на себя Мика. Он устраивается работать в теннисный клуб в Касабланке — островке благополучия и роскоши посреди североафриканской бедности. И мальчику везет: его примечает бывшая теннисная чемпионка София, которая видит в нем спортивные способности. Быть может, теннис — это тот самый социальный лифт, который поможет Мике вырваться из нищеты.

Этот фильм рифмуется с «Капернаумом» Надин Лабаки, — рассказом о ливанском мальчике, который настолько раздавлен нищетой и необходимостью с детства работать, что подает на своих родителей в суд за то, что они дали ему жизнь, будучи бедняками. 


В качестве бонуса рассказываем еще о двух важных фильмах не из программы фестиваля, которые помогут более полно сформировать представление о кинематографе Ближнего Востока и Африки.

«Бабушка, тысячу раз» (Teta, Alf Marra; 2010)

Режиссер: Махмуд Кабур
Ливан, ОАЭ, Катар

Обязательно к просмотру: 5 фильмов о культуре Ближнего Востока и Северной Африки
Постер фильма «Бабушка, тысячу раз»
Источник:
Kinopoisk.ru

«Тета Фатима», то есть бабушка Фатима, за свои 83 года повидала многое (несколько войн, разрушение и отстраивание Ливана). Теперь ее просят рассказать об этом на камеру. Но что именно рассказывать, будет решать только она: у бабушки характер бывшей атаманши, которая некогда всем заправляла, а теперь оказалась в пустом доме наедине с воспоминаниями. Вот она сама бросается в ностальгию по ушедшему двадцать лет назад мужу, а вот бьет себя по рукам и говорит съемочной группе: «Ну всё, хватит меня о нем расспрашивать! А то буду плакать».

Такая устная история, переданная заставшими сразу несколько эпох людьми, а главное, запечатлевшими их в своей сверхточной оптике, ценнее любых учебников по истории. Чем-то этот короткий 50-минутный «док» напоминает многочасовой «Подстрочник» с Лилианой Лунгиной — главным образом тем, что вызывает огромную нежность к рассказчице. Которую главное — успеть выслушать. 

«Ваджда» (Wadjda; 2012)

Режиссер: Хайфа аль-Мансур 
Саудовская Аравия 

Это первый полный метр, который сняла женщина-режиссер из Саудовской Аравии. И первый же фильм, выдвинутый от этой страны на «Оскар» (который он не получил, зато был замечен мировой общественностью). 

«Ваджда», помимо своих чисто киношных достоинств, еще и запечатлела важный исторический момент: Саудовскую Аравию накануне реформ. Это та удача, которая выпала, например, на долю советского перестроечного кино. Десятилетняя девочка Ваджда живет с матерью в Эр-Рияде. Отец дома фактически отсутствует, мать работает с утра до ночи. Ваджда, которой охота играть с мальчишками и не помнить о том, что скоро пубертат окончательно замкнет ее в рамках сегрегированной группы, которой «положено сидеть дома», еще и страстно мечтает о велосипеде. В стране, где взрослым женщинам (на тот момент) запрещено водить машину. Где для большинства обыденных действий и перемещений нужно согласие мужчины. Ваджда не клянчит деньги на велосипед, а решает заработать их сама. 

Постановщица Хайфа аль-Мансур потом снимет фильм «Идеального кандидата» (2019) — про врача из Саудовской Аравии, которая решает участвовать в муниципальных выборах. Аль-Мансур — голос саудовских женщин, которые хотят простых человеческих прав. 

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения