Международная группа ученых исследовала образцы, собранные в 10 районах раскопок культуры майя. Анализ
Ртуть в Центральной Америке использовали еще в доколумбовую эпоху — примерно за 2000 лет до прибытия колонизаторов на эти земли. Ртутные минералы, в основном киноварь (HgS), пользовались популярностью по всему миру как малиновый краситель для произведений искусства. А у индейцев майя — в качестве декоративного, религиозного и ритуального материала, в том числе в погребальных обрядах.
Сульфид ртути — или киноварь — минерал с алым окрасом на свежем сколе, который может напоминать пятна крови. Культура майя классического периода, как отмечают ученые, «была одержима» символом крови.
Оценку тому, как это влияло на экологию и здоровье жителей, до сих пор не давали. Исследовали решили точнее узнать, в каких концентрациях ртуть могла тогда применяться и оставлять свои следы.
Команда использовала археологические данные из Мезоамерики с акцентом на города майя равнинной Гватемалы, Белиза, Юкатана в Мексике, Сальвадора и Гондураса. В редких случаях находили сам очищенный металл — в основном в местах проведения ритуалов или похорон элиты. Специалисты отметили, что добывать его можно было на самой окраине региона майя. До сих пор неизвестно, как могли его получать — своими химическими методами или через торговлю.
Исследования показали, что сульфид ртути однозначно сказывался на здоровье людей майя — по крайней мере, глубоко проникал в их кости. В частности, правитель Тикаля по имени Темное Солнце (ок. 810 года нашей эры) страдал ожирением и метаболическим заболеванием, предположительно, вызванным отравлением ртутью.
По словам авторов открытия, оно говорит о том, что загрязнение окружающей среды металлами и другими вредными веществами — вечный спутник человеческой цивилизации как сегодня, так и в древние времена.