Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Одежда преткновения: как модный костюм стал символом антивоенных и расовых протестов

Язык моды многогранен, и один и тот же фасон в нем может выражать различные идеи. Характерный пример — история костюма «зут»

20 марта 2022Обсудить

Появившись как удобная одежда для джаза и свинга, он превратился в символ антивоенных и расовых протестов, а затем стал эталоном «мафиозного» стиля, попутно оказав огромное влияние на всю молодежную моду ХХ века

Кид Креоль в мьюзикле Oh! What a Night в лондонском театре «Аполло» | Источник: ROBBIE JACK / Getty Images
Кид Креоль в мьюзикле Oh! What a Night в лондонском театре «Аполло»
Источник:
ROBBIE JACK / Getty Images

Нельзя сказать с абсолютной точностью, когда и кто впервые облачился в костюм, подходящий под критерии zoot: объемные брюки с высокой талией и длинное пальто с широкими лацканами и широкими же мягкими плечами. Одним из главных претендентов на авторство стиля считается стендап-комик Эрнест Сковорода Мейханд. В начале 1930-х он появился в шоу «Горшки, кастрюли и сковорода» в характерном мешковатом одеянии.

По другим версиям, изобретение «зута» приписывается Гарольду С. Фоксу — суконщику и по совместительству трубачу биг-бенда из Чикаго, обитателям Нью-Йорка Чарлзу Кляйну и Вито Баньяно, портному из Мемфиса Луи Летту и розничному торговцу из Детройта Натану (Тодди) Элкусу.

Само слово «зут» — очевидно, просто искаженное афроамериканским жаргоном Suit (костюм). Так или иначе, появилось синтетическое слово «зут-сьют», которым отныне обозначали подобные костюмы с широкоплечими пиджаками и свободными брюками.

Американский гражданский

В ту пору как раз началась эпоха свинга, и исполнявшие его музыканты, а также их слушатели выработали внешний стиль, позволявший им отличать «своих». И здесь не обойтись без наиболее известного описания типичного зутера, представленного писателем Ральфом Эллисоном в книге «Невидимка».

Эллисон писал: «Долговязые и худые, их шеи туго зажаты высокими воротничками, одинаковые шляпы из дешевого черного фетра, как непременная формальная деталь, венчали их головы, поверх выпрямленных щелоком волос. Их ноги вихляли от бедра в брюках, которые пузырем расширялись от икр, притом что внизу манжеты вполне интимно облегали лодыжки — совсем как их пальто, длинные и зауженные в бедрах, но с такими широкими плечами, какие и не снились нормальному человеку».

Стоит также добавить, что непременным атрибутом зутера были еще и лежащие в кармане часы с очень длинной цепочкой, ботинки на толстой подошве и широкоплечие пиджаки.

Сначала человека в подобной одежде чаще всего можно было увидеть в нью-йоркском Гарлеме, а также в Чикаго и Детройте. Но довольно быстро «зут-сьют» вышел за пределы джазового сообщества. Популяризации стиля способствовал поп-хит A Zoot Suit (For My Sunday Gal), написанный песенниками Л. Вулфом Гилбертом и Бобом О’Брайаном в 1942-м, он получил наибольшую известность в исполнении ансамбля Bob Crosby & His Orchestra.

Довольно быстро «зут» попал и в кино: в мюзикле 1943 года «Штормовая погода» в нем щеголял знаменитый джазмен Кэб Кэллоуэй. По его мнению, это был «единственный полностью и по-настоящему американский гражданский костюм».

Кэб Кэллоуэй в мюзикле «Штормовая погода». 1943 г.
Кэб Кэллоуэй в мюзикле «Штормовая погода». 1943 г.

Однако удобство «зут-сьюта», не сковывавшего движений, в сочетании с его экстравагантностью и некоторой маргинальностью (надо помнить, что в США 1930–1940-х годов была сильная сегрегация, и черные джазмены находились внизу социальной иерархии) привело к побочному эффекту: стиль «зут» охотно переняли бандиты из национальных группировок, которые стремились выделиться и форсить. В первую очередь особым сленгом и внешним видом.

Очень скоро длинный яркий пиджак, мешковатые штаны с привязанными к ним аксессуарами, фетровая шляпа, часы с очень длинной цепью и ботинки на толстой подошве стали отличительным признаком участника преступного сообщества.

Популярность «зута» в криминальных кругах сыграла дурную службу всем зутерам, и без того часто становившимся жертвами предрассудков. Тут еще постарались крупные издания наподобие Los Angeles Times и The Life, заставившие американцев поверить в то, что в таких костюмах ходят одни бандиты.

На самом же деле люди, предпочитавшие стиль «зут», являясь представителями нацменьшинств, зачастую вынуждены были заниматься тяжелым и малооплачиваемым трудом. Для них «зут-сьют» являлся не только способом самоидентификации, но и формой протеста.

Вместо того чтобы одеваться скромно и «знать свое место» — демонстративно шиковать. А поскольку для костюма «зут» требовалось много материи, да и сам он был довольно сложен в изготовлении, то стал признаком «состоятельного парня», сумевшего выбиться из полной нищеты.

Что существенно, такой костюм стал самой заметной отличительной чертой пачукисмо, молодежной субкультуры проживавших в США мексиканцев.

Был, кстати, и женский вариант зут-моды — обтягивающие свитеры и относительно свободные, расклешенные юбки, часто в сочетании с высокими прическами, большими серьгами и тяжелым макияжем. Девушек, практиковавших подобный стиль (опять же главным образом мексиканок), называли пачуками.

Подростки хвастаются зут-смокингами, украденными из магазина во время бунтов в Гарлеме. 1943 г. | Источник: Getty Images
Подростки хвастаются зут-смокингами, украденными из магазина во время бунтов в Гарлеме. 1943 г.
Источник:
Getty Images

Они мешают нам жить!

В 1941-м началась война и государство стало проповедовать «разумную экономию», запрещавшую расточительное отношение к ткани, которой так много требовалось на военную форму.

В марте 1942-го государственный Совет по военному производству выпустил общеобязательные правила, фактически запрещавшие изготовление костюмов объемного кроя, а также широких женских юбок или платьев. В связи с этим американские швейные компании начали сворачивать производство и рекламу любых костюмов, нарушавших эти правила.

Однако, спрос на «зут-сьют» ничуть не снизился, в связи с чем возникло и расцвело такое явление, как бутлег-портные. Такого рода подпольные бизнесмены, орудовавшие главным образом в Лос-Анджелесе и Нью-Йорке, продолжали производить одежду для зутеров. Также молодые люди не торопились избавляться от «зут-сьютов», которые носили до войны.

Консервативным, патриотически настроенным американцам казалось, что эти «дешевые пижоны» нарочито игнорируют тяготы и жертвы, приносимые народом на алтарь победы.

Прелюдия широкомасштабного конфликта имела место в августе 1942 года, когда некий военный моряк, отпущенный в Лос-Анджелесе на побывку, шел по улицам местного Чайна-тауна со своей подругой. Там они наткнулись на четверых зутеров. Юноша-моряк вступил с ним в перепалку, и они столкнули его с тротуара на проезжую часть. Об этом инциденте написала пресса. Но до полноценного столкновения военных и зутеров дело тогда не дошло.

Оно случилось почти год спустя, в ночь на 3 июня 1943 года, когда одиннадцать моряков в центре Лос-Анджелеса вступили в драку с зутерами. Впоследствии противоборствующие стороны приводили свои версии того, кто являлся зачинщиком, но для прессы все было ясно уже изначально.

И на следующий день очередной номер Los Angeles Times вышел с широковещательным заголовком: «Зутеры избили и нанесли ножевые ранения военнослужащим!» Этот инцидент всколыхнул общество: нападение на военных сочли тяжким преступлением.

Двести моряков погрузились в такси и отправились в восточную часть Лос-Анджелеса, где обитала мексиканская община. Встречая по дороге парней в «зут-сьютах», моряки избивали их дубинками, насильно раздевали, стаскивали потрепанную одежду в кучи и сжигали.

На следующие дни «зачистка» продолжилась. Пресса освещала эти действия моряков с полнейшим сочувствием. Вскоре к военным присоединились и гражданские «волонтеры».

Моряки патрулируют улицы во время бунтов «зут» в Лос-Анджелесе | Источник: Getty Images
Моряки патрулируют улицы во время бунтов «зут» в Лос-Анджелесе
Источник:
Getty Images

Глубже, чем костюм

Отряды, состоявшие из военнослужащих и обычных жителей, патрулировали улицы и нещадно расправлялись со всеми встреченными зутерами.

Так, в одном из случаев моряки во время кинопоказа выставили перед зрителями двух мексиканцев, раздели, а затем помочились на их костюмы. Американский левый журналист Кэри Мак-Уильямс, оказавшийся свидетелем происходящего, писал:

«Толпа из нескольких тысяч солдат, моряков и гражданских лиц, маршировавшая по улицам Лос-Анджелеса, продолжала избивать каждого человека в запретном костюме, которого они могли найти.
Пробираясь в кинотеатры, они приказывали включить свет в зале, а затем шли по проходам, вытаскивая мексиканцев с их кресел.
Трамваи останавливали, а мексиканцев и также некоторых филиппинцев и чернокожих выдергивали с пассажирских мест, выталкивали на улицы и избивали с садистским безумием».

В результате этих расправ более 150 человек получили ранения, а полиция арестовала свыше 500 мексиканцев по обвинениям, варьировавшимся от «беспорядков» до «бродяжничества». Лишь 8 июня в ситуацию вмешалось военное командование, распорядившееся отправить моряков и солдат, участвовавших в «зачистках», в казармы.

Эта история осложнила отношения США с Мексикой. Озаботились и в Вашингтоне: 16 июня 1943 года Элеонора Рузвельт опубликовала в прессе свою колонку, в которой попыталась осознать случившееся.

«Вопрос глубже, чем просто костюмы. Это расовый протест. Это проблема имеет корни, уходящие далеко в прошлое. И мы не всегда справляемся с этими проблемами так, как должны бы», — писала Рузвельт.

На следующий день возмущенные сотрудники Los Angeles Times опубликовали редакционную статью, в которой обвинили первую леди в коммунистических наклонностях и даже в разжигании расовой розни.

Под конец июня 1943 года в Лос-Анджелес прибыл сенатор Джек Тенни, которому поручили выяснить, не «были ли нынешние беспорядки со стороны зутеров спровоцированы нацистскими агентами, пытающимися рассорить США с латиноамериканскими государствами». Впрочем, никаких доказательств в поддержку этого утверждения не нашлось. А сами июньские расправы над зутерами, оставив глубокий след в общественном сознании, принесли всходы в будущем.

В частности, «зутсьют» носил в 1940-х Малькольм Литтл — в будущем радикальный лидер афроамериканского населения Малькольм Икс. Был зутером и Сесар Эстрада Чавес, впоследствии ставший влиятельным правозащитником, борцом за права трудящихся, нацменьшинств и мигрантов.

Плакат «Запрещено танцевать свинг» в Берлине
Плакат «Запрещено танцевать свинг» в Берлине

«Зут» по-европейски

У «зута» в то время были свои «собратья» в других странах. Так, французская простонародная молодежь выработала свой стиль «зазу» (zazou): это одежда свободного покроя, ткани в полоску и клетку, набриолиненные длинные волосы, темные очки, пиджаки с широченными, подбитыми ватой плечами, замшевые полуботинки, белые или ярко-оранжевые носки (у юношей) и чулки «в сеточку» в сочетании с туфлями на деревянной или пробковой подошве (у барышень).

Карикатура на костюм «зазу»
Карикатура на костюм «зазу»

Все эти наряды либо добывались на черном рынке, либо перешивались из родительских вещей.

Режим Петена в 1940-х яростно боролся с адептами «зазу», разрушавшими, по мнению властей, единство французской нации.

В Чехословакии ярким цветом расцвели «потапки» (potapky), или «поганки», — молодежная субкультура, объединенная интересом к американской поп-музыке, в первую очередь к свингу. Ее отличительными особенностями являлись широкая, мешковатая одежда, мятые шляпы, цветные носки, длинные волосы. И даже в гитлеровской Германии возникли Swing Kids (они же Swingjugend).

Свой протест против национал-социалистических порядков они выражали нарочитой, насколько это возможно, аполитичностью и своеобразным внешним видом.

«В основном это были юноши и девушки из буржуазной среды, студенты-гуманитарии, молодые музыканты. Представителей аристократических фамилий среди „детей свинга“ было крайне мало: молодые немецкие дворяне, даже не разделявшие нацистских взглядов, исправно маршировали в общей колонне. <…>
Девушки „свингеров“ старались следовать французской и американской моде, злоупотребляли косметикой, часто курили, что явно не соответствовало плакатно-официальному образу арийской девушки», — пишет историк моды Галина Иванкина.

Субкультура «зут» пережила войну. В Европе ее элементы успешно перекочевали во многие новые молодежные стили, появившиеся в 1950-е.

Например, длинные пиджаки и ботинки на толстой подошве стали непременным атрибутом британских teddy boys, или тедов. А в послевоенном СССР первые стиляги вдохновлялись именно американскими джазовыми зутерами, их широкими пиджаками, цепочками и яркими галстуками. Только позже появились прически с коком и брюки-дудочки.

Фрэнк Синатра. США, 1947 г. | Источник: Раскрашивание R.White
Фрэнк Синатра. США, 1947 г.
Источник:
Раскрашивание R.White

Интересно, что в США стиль «зут» неожиданно обрел респектабельность. Во многом этому способствовал великий Фрэнк Синатра, избравший себе подобный образ. Изначально он так хотел выразить уважение мафии, связями с которой в 1950-е певец даже гордился, но в результате костюм «зут в стиле Синатры» со временем сам стал прочно ассоциироваться с образом мафиози, по крайней мере в кинематографе.

Фото: WILLIAM P. GOTTLIEB / LIBRARY OF CONGRESS

Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 2, март 2022

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения