На протяжении столетий человечество жило очень оседло, массовый туризм с его сетями курортов в разных частях света появился лишь в XX веке. И авторы книжных робинзонад наглядно и очень подробно демонстрировали читателю, которому суждено было провести все свои годы в пределах одного округа, особенности жизни и природных условий далеких тропических островов. А вымышленные герои ради того, чтобы выжить на острове, были вынуждены заново и в одиночку проходить тот путь, который раньше совершило человечество за века своей истории: открывать, изобретать, конструировать, придумывать.
Первая робинзонада
Самая первая в истории литературная робинзонада «Сказка о потерпевшем кораблекрушение» была написана неизвестным автором еще в Древнем Египте в эпоху Среднего царства (между XX–XVII в. до н. э). В ней отражены известные египтянам того времени географические реалии.
Герой «Сказки» отправляется на корабле по Красному морю в страну медных рудников. Такие рудники действительно находились на Синайском полуострове — маршрут к ним к моменту создания сказки был уже хорошо освоен египтянами.
По следам Васко да Гамы
Одним из первых литературных произведений с элементами робинзонады, рассчитанных на массового читателя, стал роман 1669 года «Симплициссимус». Его написал немец Ганс Якоб Кристоффел фон Гриммельсгаузен.
Главный герой Симплициссимус исходил большую часть известного тогда людям мира. Под конец эпопеи он садится в Египте на португальский корабль и отправляется в Европу, но не кратким путем по Средиземному морю, а вокруг Африки. Судно попадает в шторм в Индийском океане и терпит кораблекрушение. Спасшийся герой начинает «робинзонить» на необитаемом острове, находящемся где-то к северу от Мадагаскара (возможно, он попал на один из Сейшельских островов).
Первым из европейских мореплавателей в этих краях появился в 1498 году Васко да Гама, прокладывавший путь из Португалии в Индию. Проплыв между материковым берегом и Мадагаскаром, он посетил восточноафриканские города Мозамбик и Момбаса. Позже по разведанному им пути вокруг Африки устремились и другие португальцы. Именно Португалии некоторое время принадлежала монополия на торговлю со здешними краями. Поэтому герой «Симплициссимуса» садится в Египте на португальский парусник.
До 1869 года, когда был введен в эксплуатацию Суэцкий канал, по Индийскому океану пролегала оживленная судоходная трасса из Европы в Азию. Благодаря этому Симплициссимус недолго остается в одиночестве — к его острову прибывает другое судно, на сей раз голландское.
Ко второй половине XVII века португальской монополии на Индийский океан уже не существовало, и сюда устремились представители других национальностей — голландцы, британцы, французы… У Симплициссимуса появляется возможность вернуться на родину. Но умудренный жизнью герой, познавший, что называется, дзен, отдает капитану свои мемуары, а сам остается на острове.
Место, где потерпел неудачу Уолтер Рэли
Наиболее знаменитым произведением жанра робинзонады стал опубликованный в 1719 году роман «Робинзон Крузо» Даниэля Дефо. Собственно, он и дал название жанру. Источником вдохновения для Дефо могли послужить приключения моряка Александра Селкирка, проведшего в одиночестве более четырех лет на островах Хуан-Фернандес в Тихом океане, в 640 километрах от побережья Чили. Но Дефо помещает своего Робинзона на остров, находящийся у берегов Южной Америки близ устья реки Ориноко.
Впервые европейцы появились в этом регионе еще в конце XV века — в 1498 году там побывал Христофор Колумб в ходе своего третьего путешествия. Следующим из европейцев те края посетил в 1531 году испанский конкистадор Диего де Ордас, искавший на берегах Ориноко мифическую страну Эльдорадо.
Но Эльдорадо так и не обнаружили, а потом на протяжении многих лет европейцы бывали у устья Ориноко очень редко. Даже к началу XVIII века эти места считались очень опасными: из-за проживавших там индейцев-карибов, не чуждавшихся каннибализма.
Соотечественники Даниэля Дефо узнали об Ориноко благодаря знаменитому корсару Уолтеру Рэли. Тот тоже воспламенился мечтой о сказочно богатом Эльдорадо и побывал в окрестностях Ориноко дважды: в 1595-м и 1617 году. Однако Эльдорадо так и не нашлось, и эта неудача стоила Рэли жизни: разочарованный британский король Яков I велел его казнить.
Даниэль Дефо, отправляя Робинзона Крузо на остров близ устья Ориноко, добился двойного эффекта. Во-первых, писатель поселил своего героя в реально отдаленном и глухом краю, куда европейцы во времена Дефо могли не наведываться целыми десятилетиями. Во-вторых, он поместил Робинзона близ действительно опасных соседей — жестоких индейцев, противостояние с которыми оборачивается множеством жутких и захватывающих приключений и выковывает стальной характер героя.
Акватория раздора
Роман «Швейцарский Робинзон» написал для детей в 1812 году швейцарский пастор, прозаик Йоханн Давид Висс, а завершил и отредактировал его сын Иоганн Рудольф Висс. Персонажи этого романа, семья Церматт из шести человек, плывут на Молуккские острова, но в Индийском океане их корабль попадает в сильный шторм и терпит крушение, наткнувшись на рифы. Швейцарцы находят спасение на безлюдном тропическом острове, где они обустраиваются по-хозяйски и создают маленькую процветающую колонию.
В Индийский океан европейцы проникли в конце XV века и за триста лет избороздили его вдоль и поперек. Однако и на момент действия «Швейцарского Робинзона» этот океан считался крайне опасным — буйный и штормливый, он погубил неисчислимое множество судов, особенно парусных.
Ну а открытие там нового небольшого острова и в начале XIX века было делом вполне вероятным. Правда, Висс не очень отчетливо обозначил место расположения «Новой Швейцарии», где нашли приют его герои. Но за него это сделал Жюль Верн, написавший в 1900 году «Вторую родину» — продолжение полюбившегося ему в юности «Швейцарского Робинзона». Церматты обрели убежище на острове, находящемся в южной части Тиморского моря, раскинувшегося между Австралией и островом Тимор.
Первыми из европейцев в этом море появились португальцы — во втором десятилетии XVI века. Но они засекретили свои открытия, а пожар, случившийся в 1779 году в городе Дили (столица Восточного Тимора), уничтожил архив с документами, оставшимися от эпохи первооткрывателей. Поэтому мы сейчас и не знаем их имен.
Столетием позже в Тиморском море появились голландцы. Они начали войну с португальцами, стремясь вытеснить их из здешних мест. Уроженцы Нидерландов тоже не стремились делиться информацией, и впервые мир подробно узнал о Тиморском море благодаря английскому пирату Уильяму Дампиру, посетившему его в 1688-м и 1699 годах.
Дампир увлекался не только пиратством, но и писательством — он выпустил несколько книг о своих путешествиях, в которых подробно рассказал о том, что видел во время плаваний. В первой половине XIX века — время действия «Швейцарского Робинзона» и «Второй родины» — Тиморское море было уже хорошо знакомо европейцам. Однако оно изобилует таким множеством островов и островков, что и двести лет назад были известны далеко не все из них — чем и воспользовались Висс и Жюль Верн.
Маршрутами капитана Кука
В 1857 году впервые публикуется весьма популярный в свое время «Коралловый остров» шотландского писателя Роберта Баллантайна. Юные англичане Ральф, Джек и Петеркин терпят кораблекрушение и попадают на необитаемый островок в Полинезии. Они умело устраивают свой быт и, невзирая на тайфуны и набеги диких свиней, живут счастливо, побеждают дикарей-каннибалов и корсаров-европейцев и в конце концов покидают свой остров на захваченной у пиратов шхуне.
К моменту действия романа Полинезия уже хорошо была изучена европейскими мореплавателями. А задолго до появления первых гостей из Европы этот регион был освоен туземным населением — полинезийцами, создавшими своеобразную мореходную цивилизацию.
Первым же европейцем, достигшим Полинезии, стал португалец на службе испанской короны Фернан Магеллан. Он открыл в 1521 году один из островов, находящихся в группе Туамоту. Существенный вклад в исследование Полинезии внесли испанец Альваро Менданья де Нейра, отыскавший в 1595 году Маркизские острова; голландцы Якоб Лемер и Виллем Схаутен, открывшие в 1616 году острова Тонга; нидерландец Абель Тасман, наткнувшийся в 1642 году на Новую Зеландию.
Впоследствии голландец Якоб Роггевен в 1722 году открыл архипелаг Самоа; англичанин Сэмюэль Уоллис в 1767 году обрел знаменитый Таити; Джеймс Кук в 1773–74-х и в 1777-м исследовал острова, названные его именем, а в 1778-м он же открыл Гавайи. Именно книгу Кука, исплававшего Полинезию вдоль и поперек, находит в каюте пиратского корабля юный Ральф — герой Роберта Баллантайна. Для Ральфа и его друзей эта книга оказалась крайне полезной.
Загадка рифа Мария-Терезия
Из-под пера Жюля Верна вышли целых шесть робинзонад. Одна из них представлена в романе 1865 года «Дети капитана Гранта». После целой серии страшных приключений и жутких лишений герои романа находят Гарри Гранта на островке в Тихом океане, обозначенном на европейских картах под двумя названиями: Табор и Мария-Терезия.
Жюль Верн не выдумал этот остров — он значился на географических картах более столетия. Его заметил с борта своего корабля «Мария-Терезия» 16 ноября 1843 года капитан Асаф П. Табер (Табор), китобой из американского штата Массачусетс. Жюль Верн, искавший для своего Гранта какой-то клочок суши, максимально удаленный от любых континентов, решил воспользоваться для этого именно островом Мария-Терезия.
Кстати, герои романа после спасения Гранта оставляют на этом острове его бывшего боцмана Тома Айртона — в наказание за совершенные преступления. Айртона же впоследствии выручают американцы-колонисты, основавшие свое поселение на находящемся неподалеку острове Линкольна — вот он-то уже является плодом чистого вымысла Верна, рассказавшего эту историю в другом своем романе «Таинственный остров» (1873-й).
Этот уголок океана был крайне малопосещаем, и в течение долгих десятилетий никто не хотел побывать на острове Мария-Терезия, прославленном двумя литературными бестселлерами. Лишь в 1957 году туда отправили экспедицию, которая, в итоге, не обнаружила… ровным счетом ничего! Риф Мария-Тереза искали и в 70-х — новозеландское океанографическое судно «Туи» провело обширные поиски на данном участке океана, но снова безуспешно.
Геолог Константин Ранкс, заинтересовавшийся этой загадкой, полагает, что остров Табор был сложен из пемзы и пепла, извергнутого подводным вулканом. При извержении образующаяся пемза вырастает над вулканом в виде гигантского дерева. Она может превратиться в дымящийся остров, который затем неминуемо оторвется от своего прародителя, отправится в свободное плавание и постепенно распадется. Что, видимо, и произошло с Марией-Терезией.
Бесхозная находка Колумба
Бывший пират Бен Ганн, герой знаменитой робинзонады Роберта Льюиса Стивенсона «Остров сокровищ» (1883-й), три года пробыл в одиночестве на отдаленном клочке суши. Герой Стивенсона Джим Хокинс, от лица которого ведется повествование, не указывает местоположения острова Скелета, объясняя это тем, что там еще остались невывезенные сокровища.
Но поклонники Стивенсона, руководствуясь составленной им картой, решили найти остров, который мог бы послужить писателю в качестве прототипа. Им оказался Хувентуд (до 1978 года — Пинос), находящийся в 50 км от южного побережья Кубы.
Пинос открыл Колумб в 1494 году, во время своего второго плавания. Однако островок этот так никому и не понадобился. И лишь в XVII–XVIII вв. его облюбовали пиратские капитаны — для временных стоянок, чтобы было где дать отдохнуть экипажу, настрелять дичи и запастись свежей водой.
Эпоха Великих географических открытий закончилась. Белых пятен на карте остается все меньше, и авторам робинзонад все сложнее искать для новых робинзонов свободные острова.
Иллюстрация: Сергей Бабич
Материал опубликован в апреле 2024