Он объехал все Балканы на мотоцикле, едва не стал королем Албании и занимался разведкой в преддверии Первой мировой войны. Однако главное достижение Ференца Нопчи почти забылось на фоне его экстравагантных выходок. Между тем трансильванский аристократ был среди прочего палеонтологом, который внес весомый вклад в эту науку, объяснив карликовость древних существ.
Ференц Нопча появился на свет 3 мая 1877 года в родовом замке в трансильванском городке Дéва, на территории современной Западной Румынии. Он получил классическое домашнее образование и к 17-летнему возрасту знал пять иностранных языков.
В 1895 году младшая сестра Ференца Илона обнаружила возле поместья череп и окаменелые кости неизвестного существа и принесла их брату. Впоследствии выяснилось, что окаменелости принадлежали утконосому динозавру, жившему около 70 млн лет назад.
Заинтересованный находкой Нопча отправился в Венский университет, где показал найденные сестрой кости знаменитому геологу Эдуарду Зюссу, а тот, то ли не имея желания, то ли решив воодушевить юношу, предложил Ференцу самостоятельно разобраться с происхождением загадочных окаменелостей. Гордость юного аристократа была уязвлена, но сдаваться Нопча не планировал.
Упрямство первооткрывателя
По книгам из фамильной библиотеки Ференц начал самостоятельно изучать геологию, анатомию и биологию. Затем молодой человек написал ученым со всей Европы с просьбой прислать ему еще книг.
На основе полученных знаний Нопча попытался восстановить облик динозавра по найденному черепу. Проверенных методик такой реконструкции еще не существовало, и Ференц в основном был вынужден полагаться на свое воображение. Параллельно он вел поиски новых окаменелостей и пытался соединить найденные кости.
Исходя из мельчайшей царапины на окаменелой черепной коробке динозавра, Ференц Нопча размышлял о взаимосвязи между гипофизом, который регулирует рост, и размером всего организма, применяя свои знания о мягких тканях и кровообращении. Изучая работу челюстей ящериц и аллигаторов, он смоделировал челюсть своего динозавра и представил его мускулатуру. Это был революционный подход — до Нопчи ученые не пробовали всерьез сравнивать строение доисторических и современных животных.
Нопчу захватил исследовательский азарт. Он принялся изучать птиц и рептилий, наблюдая в них те же черты, что и в вымерших динозаврах. Он сделал предположение, что вымершие ящеры могли заботиться о своем потомстве. Он описал несколько видов динозавров и других ископаемых пресмыкающихся.
В 1897 году молодой человек поступил в Венский университет и получил научную степень по геологии в 1903 году. Но он не оставлял палеонтологии — уже в 1899 году 22-летний Нопча выступил с лекцией перед членами Венской Академии наук, рассказав о своих изысканиях и без стеснения раскритиковав систему классификации динозавров, предложенную видным палеонтологом Георгом Бауром. Профессора были шокированы не только въедливостью и обстоятельностью, несвойственным возрасту Ференца, но и его своеобразными манерами.
Барон быстро заслужил репутацию высокомерного гения, с которым лучше не вступать в дискуссии. Он ссорился с коллегами, не признавал никаких авторитетов и верил лишь тому, что видит своими глазами. Всех несогласных с его подходами к изучению и описанию окаменелостей он клеймил несерьезными людьми, которым неведомо истинное знание.
Вместе с тем, у Ференца Нопчи случались приступы невероятного великодушия, когда он позволял другим исследователям публиковать его материалы под своим именем и отдавал все лавры друзьям из академии.
В 1906 году Нопча нанял в качестве секретаря молодого албанца Баязида Доду. На долгие годы он стал самым близким человеком в жизни экстравагантного палеонтолога.
Маленькие родственники древних гигантов
Одним из направлений работы Ференца Нопчи было изучение остатков динозавров мелового периода, найденных в окрестностях румынского города Хацег. Во времена динозавров на этом месте существовал остров. Особенность найденных окаменелостей заключалась в их небольших размерах, которую ученые объясняли тем, что это были детеныши динозавров. Нопча же, применив метод, известный сегодня как палеогистология, доказал, что кости принадлежали взрослым особям.
В свете своих изысканий палеонтолог выдвинул теорию о том, что жизнь в изоляции привела к уменьшению живших на острове динозавров. «Оказавшись на острове, крупные виды, как правило, уменьшают свою массу, вероятно, чтобы свести к минимуму воздействие на природные ресурсы», — объяснял Нопча. Одного из вымерших динозавров Хацега, описанного ученым, впоследствии назвали мадьярозавром (Magyarosaurus dacus). Этот ящер выглядел как копия гигантских зауроподов размером с корову.
Много позже изыскания Нопчи среди прочих данных об изменении размеров животных, живущих на островах, помогли сформулировать так называемое правило Фостера, которое в общем виде гласит, что в условиях островной изоляции крупные виды становятся меньше, а мелкие — крупнее.
Без пяти минут король
Сделав себе имя в европейской палеонтологии, Ференц Нопча все же оставался одиночкой. Многие считали его чудаком и сторонились. Периоды аномальной продуктивности и научных озарений в его жизни резко сменялись длительной прокрастинацией и апатией. Вероятно, у барона была депрессия, но он не обращался за помощью ни к врачам, ни к близким, и прятал свой дискомфорт за эксцентричным поведением.
Тем временем соседняя с Трансильванией Албания, оккупированная Османской империей, становилась территорией политических интриг. Нопча давно любил эти земли: однажды он пересек почти всю Албанию на мотоцикле, общаясь с местными и собирая информацию об албанской культуре. Он выучил язык, стал одеваться как албанцы и завел массу знакомых. В 1913 году по инициативе Австро-Венгрии в Триесте прошел конгресс, где собрались делегаты от албанских племен, чтобы обсудить, кто должен стать королем новой независимой Албании.
Нопча предложил свою кандидатуру и был уверен в успехе — в Албании личность ученого вызывала неподдельный интерес.
Албанцы не знали, что Ференц Нопча выполняет задание собственной страны: правительство Австро-Венгрии превратило тщеславного ученого в шпиона, посулив ему трон, и поручило следить за соседями. Но план не удался — вместо Нопчи правителем стал немецкий князь Вильгельм Вид. «Моя Албания умерла», — сокрушался Нопча в письмах друзьям.
После поражения Австро-Венгрии в Первой мировой войне Ференц Нопча лишился и своей родины. Трансильванию отдали Румынии, барон потерял замки и земли. Крестьяне, трудившиеся в поместье Нопчи, теперь кидались на него с кулаками. Отчаявшись вернуть прежнюю жизнь, ученый уехал в Будапешт и стал директором геологического университета, но на этом посту откровенно скучал.
Герой покидает сцену
В 1920-х годах случилось «великое нашествие динозавров из штата Альберта» — новым центром бурно развивающейся палеонтологии стала Северная Америка. О Ференце Нопче, который никогда не посещал ни Канаду, ни США, стали забывать.
Между тем финансовое положение некогда процветающего исследователя стремительно ухудшалось. Барон потерял доходы от семейных поместий, но так и не разучился жить на широкую ногу, поэтому погряз в долгах. В конце концов, Ференц Нопча стал продавать окаменелости из личной коллекции.
Ученого не покидали мысли об Албании: он создал геологическую карту этой страны и написал о ней две книги («Горные племена Северной Албании и их обычное право» и «Путешествия по Балканам»). Изучение албанской геологии помогло Нопче найти подтверждения теории дрейфа материков Альфреда Вегенера, которую официальная наука приняла лишь через несколько десятилетий.
Весной 1933 года Ференц Нопча продал остаток своей коллекции и библиотеки за символическую сумму. Утром 26 апреля ученый застрелил спящего Доду, а после выстрелил в себя. В предсмертной записке Нопча признался, что не может совладать с нервным срывом.
Научная история Ференца Нопчи получила счастливое продолжение: в XXI веке его исследования карликовых динозавров подхватили современные ученые. Палеонтолог Матиас Времир обратил внимание, что ящеры Нопчи были сплошь травоядными, и отправился в Румынию на поиски окаменелостей хищника. В 2010 году он обнаружил первого хищного динозавра острова Хатег — тот тоже оказался маленьким. Летающий динозавр получил название Балаур (Balaur bondoc) в честь дракона из народных мифов Трансильвании.