Новость, которая взорвала мир кино: Кристофер Нолан — один из самых кассовых режиссеров в истории, человек, подаривший нам «Бэтмена», «Интерстеллар», «Оппенгеймера», — снимает новый фильм. Названия еще нет, но известно, что это приключенческий боевик по поэме Гомера «Одиссея». Съемки еще даже не начались, но уже известна предварительная дата премьеры — 17 июля 2026 года.
База для сюжета — классическая: царь Итаки Одиссей возвращается домой после Троянской войны, но на пути его ждут опасные испытания, а еще Циклоп, Цирцея, Сирены и другие мифические существа. Студия Universal Pictures, анонсируя новый фильм обозначила его как мифический экшен-эпос.
Состав актеров максимально звездный — роль Одиссея исполнит Мэтт Деймон. Кроме того, в составе: «паучок» Том Холланд и его подруга Зендея, Энн Хэтэуэй, Роберт Паттинсон, Люпита Нионго и Шарлиз Терон.
L’Odissea, 1911 год
Первая кинематографическая версия знаменитой поэмы. Тогда это было еще немое кино, а сняли фильм итальянцы Франческо Бертолини и Джузеппе де Лигуоро (последний появился в нем и в роли самого Одиссея). На тот момент фильм, который шел 44 минуты, был самым технологичным (хотя сегодня некоторые спецэффекты вызвали бы только смех). Но больше века назад картина произвела настоящий фурор.
«Фильм знаменует новую эпоху в истории кинематографа как фабрики образования», — писала тогда The Moving Picture World. Кстати, интересно, что фильм на тот момент сочли скорее документальным, нежели развлекательным — критики отмечали, что он хорошо показывает жизнь в Древней Греции.
«Улисс», 1954 год
Голливудский блокбастер «Улисс» (латинский вариант греческого имени главного персонажа) с Кирком Дугласом сегодня мало кто вспомнит, но тогда это был очередной прорыв с технической точки зрения. А трюки, между прочим, актер исполнил самостоятельно. Правда, сюжет далек от оригинала: от гомеровской «Одиссеи» там всего пара эпизодов. Но это не помешало фильму стать самым кассовым в 1954–1955 годах в Италии.
В Советском Союзе, кстати, этот фильм выходил под названием «Странствия Одиссея». До отечественных кинотеатров он добрался лишь в 1962-м и, говорят, что из него вырезали 10 минут, чтобы смягчить сюжет — убийства Одиссеем служанки советские зрители не увидели.
«Одиссея», 1997 год
Российские режиссеры тоже обращались к древнегреческим сюжетам. Так, в 1997 году Андрей Кончаловский снял мини-сериал «Одиссея», объединив его с «Иллиадой».
«Я хотел сделать большую, этнографически достоверную фреску, — писал Кончаловский в книге „Возвышающий обман“. — Получилась живописная сказка для взрослых и детей. Эта история должна быть понятной всем. Одиссей — муж, воин, вождь, мужчина, отец, сын. У него есть мать, есть жена и сын, друзья и враги. Суть не изменилась за тысячелетия».
Свое двухсерийное творение именитый режиссер называл свободной фантазией по мотивам произведений Гомера. Он намеренно изменил многие сюжетные линии, «очеловечив» богов — придав им реальные черты и допустив, что с ними могут общаться смертные. Лента взяла «Эмми» и была номинирована на «Золотой глобус».
«О, где же ты, брат?», 2000 год
Строго говоря, сатирическую комедию братьев Коэнов сложно назвать экранизацией Гомера. От древнегреческого поэта в фильме остался лишь смысл и общие черты. Авантюрный сюжет разворачивается на просторах американского Юга в годы Великой депрессии, а в центре повествования три беглых каторжника, скованные одной цепью. Одного из них зовут Улиссом.
Смотреть фильм, дважды номинированный на «Оскар», стоит ради блестящей игры Джорджа Клуни, Джона Туртурро и Тима Нельсона. Но интересно, что сами Коэны говорят: к Гомеру он очень опосредованное имеет отношение. И, кстати, они не читали эпос, а с содержанием знакомы благодаря экранизациям и многочисленным упоминаниям «Одиссеи» в культуре.
«Возвращение», 2024 год
В России это кино вышло под названием «Возвращение Одиссея». Режиссер Уберто Пазолини счел нужным экранизировать лишь последние главы поэмы, где Одиссей (его роль исполняет Рэйф Файнс, знакомый российским зрителям по роли Волан-де-Морта в поттериане) спустя 20 лет странствий возвращается к жене. Герой устал, ему надо отдохнуть, но некогда — теперь нужно спасти Пенелопу (Жюльетт Бинош) от тех, кто хотел на ней жениться, и наладить отношения с сыном Телемахом.
«Никаких богов или чудовищ, — говорил режиссер еще до выхода картины. — Вместо них — стихийный триллер с травмированным ветераном, вынужденным вернуться к насилию, чтобы спасти близких».
В общем, это больше психологический триллер, нежели полноценный боевик. Но критикам и зрителям понравилось.