Кто такие хуситы в Красном море и почему они топят корабли
Из-за того, что йеменские повстанцы-хуситы продолжают атаковать ракетами и беспилотниками коммерческие суда в Красном море, крупнейшие мировые судоходные компании вынуждены приостановить проход своих идущих из Азии в Европу кораблей через Суэцкий канал, и направлять их по торговому маршруту, которым пользовались еще в XVIII веке — в обход Африканского континента, вокруг мыса Доброй Надежды.
По данным на 20 декабря, около 180 контейнеровозов либо уже собираются огибать Африку, либо остановлены на подходе к Красному морю и ожидают дальнейших инструкций. Сотни других судов готовы к ним присоединиться, несмотря на то, что 19 декабря было объявлено о начале международной операции «Страж процветания», призванной обеспечить безопасность судоходства в Красном море. Хуситы, начавшие свои атаки в середине ноября в поддержку ХАМАС в его войне против Израиля, тем временем, заявляют, что останавливаться не собираются.
Последствия изменения маршрутов
По оценкам экспертов логистических компаний, удлинение маршрута доставки неминуемо приведет к задержкам, нарушению цепочек поставок, дефициту и четырех-пятикратному росту цен на товары. Так, стоимость морской перевозки товаров из Азии в Северную Европу 12-метровым контейнеровозом уже подскочила на 16% за последнюю неделю и на 41% за последний месяц. Если путь из Китая в Европу через Суэцкий канал занимает 40 дней, то на путешествие вокруг мыса Доброй Надежды уйдет в лучшем случае около 60 дней.
Ситуация осложняется тем, что кризис разразился в самое загруженное время года, когда европейские торговые сети пополняют свои запасы, истаявшие во время «черных пятниц» и других традиционных предрождественских акций. Товары экспортируют из Китая, стараясь успеть до массового закрытия китайских фабрик в феврале, когда в КНР празднуют Новый год по лунному календарю.
Кроме проблемы с проходом по Суэцкому каналу, сейчас затруднено судоходство и по другому ключевому водному пути — Панамскому каналу. Правда, это связано не с политикой и войной, а с климатическими изменениями — из-за долгой засухи уровень воды в Панамском канале слишком низок для прохода крупных судов. Все происходящее чрезвычайно негативно отражается на мировой экономике и демонстрирует ее уязвимость, отмечают эксперты.
Краткую историю Суэцкого канала и претензий сильных держав на контроль узкого перешейка читайте в материале Vokrugsveta.ru »Мушкетеры Суэца: как Вторая арабо-израильская война навсегда изменила мир».