В Институте археологии и этнографии Сибирского отделения Российской академии наук завершили очередной этап исследования «огненных припасов» Новосибирского Приобья начала XVIII века. В состав этого артиллерийского ресурса входили комплекты ядер из нескольких острогов: Чаусского, Умревинского, Уртамского и Бердского. Однако, по информации из письменных источников, наличие таких запасов было характерно не для всех перечисленных сибирских крепостей. Поэтому ядра раннего Нового времени обнаружили на севере Верхней Оби только благодаря археологическим раскопкам.
Российские археологи
Наличие здесь ядер подтверждает не только артиллерийские запасы в острогах, но и косвенно свидетельствует о присутствии пушек, даже если об этих орудиях нет свидетельств в письменных источниках своего времени, рассуждают археологи.
Интересно и то, где именно нашли древние боеприпасы. Лишь часть ядер была обнаружена в непосредственной близости от самих укрепленных пунктов. Другие ядра нашлись в окрестностях крепостей, третьи — далеко за пределами острогов. В первом случае логично предположить, что ядра хранились как артиллерийские припасы.
В остальных же случаях оружие могли использовать как приспособления для прочистки печных труб, в качестве рыболовных грузил, а также как часть снаряжения старателей при промывке золота в лотках, рассказывают в Институте археологии и этнографии Сибирского отделения РАН.
Посмотрите также, как выглядит пищаль типа «змеиная голова», которую недавно нашли в Орле.