Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

«Охотник на дичь, красивых женщин и хорошие либретто»: как писал свои оперы Джакомо Пуччини

Жизнь темпераментного итальянца была полна страстей, громких триумфов и не менее громких неудач. И спустя век после смерти Пуччини его произведения восхищают зрителей в оперных театрах по всему миру

19 июля 2023Обсудить

Композитор Джакомо Пуччини считается преемником Джузеппе Верди в роли главного итальянского создателя опер. Его «Мадам Баттерфляй», «Тóска» и «Турандот» прославили автора при жизни и навсегда обессмертили имя Пуччини.

«Охотник на дичь, красивых женщин и хорошие либретто»: как писал свои оперы Джакомо Пуччини
Источник:
Fine Art Images via Legion Media

Нарушитель семейных традиций

Джакомо Пуччини родился 22 декабря 1858 года в итальянском городке Лукка в Тоскане. Он был пятым из восьми детей Микеле и Альбины Пуччини. Предки Джакомо по мужской линии с XVIII века служили органистами в городском соборе Святого Мартина, а Микеле Пуччини вдобавок занимал должность хормейстера и директора местной музыкальной школы. Он умер, когда Джакомо было всего шесть лет. 

Овдовевшая Альбина позаботилась о воспитании всех своих детей. Джакомо, рано проявивший музыкальные способности, учился играть на органе и с десяти лет пел в хоре собора Святого Мартина. Судьба юноши была предопределена, когда в 1876 году он увидел в Пизе оперу Джузеппе Верди «Аида» и был так восхищен, что решил писать собственные оперы. В результате Джакомо не продолжил семейное дело и не стал органистом, зато вскоре он прославился весь мир.

«Охотник на дичь, красивых женщин и хорошие либретто»: как писал свои оперы Джакомо Пуччини
Обложка либретто оперы «Эдгар»
Источник:
Al Pereira, Public domain, via Wikimedia Commons

В 1880 году будущий композитор окончил музыкальную школу, где одним из его учителей был строгий дядя Джакомо Фортунато Маджи. За каждую ошибку он пинал племянника по голени — с тех пор Пуччини всегда ощущал боль в ноге, когда при нем кто-то фальшивил.

Благодаря финансовой помощи родственников и полученному гранту Пуччини продолжил свое музыкальное образование в Миланской консерватории, где его выпускной работой стало впечатлившее преподавателей оркестровое «Симфоническое каприччио». В оперный мир Джакомо вошел в 1883 году, когда в миланском театре Даль Верме была поставлена его одноактная опера «Вилли», основанная на южнославянском фольклоре о вилах — мифических существах, похожих на фей.

Годом позже Пуччини исполнил отрывок из этой оперы на музыкальном вечере, где его услышал влиятельный музыкальный издатель Джулио Рикорди, который предложил Пуччини сотрудничество и заказал ему новую оперу. Работа над ней заняла пять лет — премьера оперы «Эдгар» в театре Ла Скала состоялась в 1889 году и закончилась провалом. Джакомо Пуччини безуспешно попытался переработать произведение, а впоследствии он называл оперу «Эдгар» «ошибкой».

Читайте другие материалы об известных композиторах

«Охотник на дичь, красивых женщин и хорошие либретто»: как писал свои оперы Джакомо Пуччини
Источник:
Legion Media

Потомственный музыкант со сложным характером: 5 фактов о Людвиге ван Бетховене, которые полезно знать

Бетховен прожил яркую и наполненную творческими достижениями жизнь. «Вокруг света» собрал факты, которые помогут лучше узнать Бетховена как человека своего времени

«Охотник на дичь, красивых женщин и хорошие либретто»: как писал свои оперы Джакомо Пуччини
Источник:
Legion Media

«Гениальный неудачник»: как Франц Шуберт, сам того не ведая, стал первым романтиком и ориентиром для Чайковского

Положивший начало романтизму в музыке австрийский композитор Франц Шуберт при жизни был малоизвестен, но впоследствии вошел в пантеон великих классиков

«Охотник на дичь, красивых женщин и хорошие либретто»: как писал свои оперы Джакомо Пуччини
Источник:
Legion Media

Секрет хита на все века: как наследие композиторов эпохи барокко по сей день влияет на мировую музыкальную индустрию

Наступление эпохи Возрождения отразилось на всех сферах европейской жизни и культуры, не исключая музыку. На смену господствовавшим в Средневековье церковным песнопениям начали приходить инструментальные произведения

Пуччини открывает формулу успеха

Приступив к работе над своей следующей оперой, композитор учел неудачный опыт с «Эдгаром». За основу он взял знаменитый и скандальный французский роман XVIII века «Манон Леско», написанный аббатом Прево. Пуччини не смутило, что в 1884 году Жюль Массне уже написал оперу «Манон», которая имела огромный успех и стала самой популярной работой французского композитора. «Массне воспринимает этот сюжет как француз — с пудрой и менуэтами, я же как итальянец — с отчаянием и страстью», — говорил Пуччини.

Для премьеры композитор в этот раз выбрал Турин. Опера «Манон Леско», рассказывающая трагическую историю любви девушки Манон и юноши де Грие была представлена на суд публики в 1893 году и принесла своему автору невероятный успех: после первого показа зрители 30 раз вызывали Пуччини на сцену. Тогда же он получил титул «наследника Верди». В 1894-м новая опера с успехом была поставлена в Лондоне и Филадельфии.

Ария Donna non vidi mai из оперы «Манон Леско» в исполнении Лучано Паваротти

Сентиментальные истории трагических героинь-сопрано стали излюбленной темой композитора. Он очень тщательно выбирал сюжеты и подолгу работал над своими операми. Композитор обладал безошибочным чувством мелодии и считал, что музыка и сюжет в опере должны быть едины. Поэтому, например, в произведениях итальянского музыканта нет увертюр — инструментальных вступлений к основному действию.

Следующая опера Пуччини — «Богема», представленная в Турине в 1896-м, стала одной из самых исполняемых в мире. Ее сюжет, в основу которого легло произведение французского писателя Анри Мюрже «Сцены из жизни богемы», повествует о жизни бедных молодых людей, посвятивших себя творчеству и науке: поэта, художника, музыканта и философа. Поэт Рудольф влюбляется в свою соседку — цветочницу Мими. Девушка больна чахоткой, а у Рудольфа и его друзей нет денег, чтобы ей помочь. Действие заканчивается смертью Мими.

Пуччини признавался, что, закончив писать оперу, он сам «плакал, как ребенок». Музыкальные критики отнеслись к опере снисходительно. Они противопоставляли сентиментальное творчество Пуччини менее популярным «композиторам-интеллектуалам». Но публике опера понравилась. Доходы от нее позволили Пуччини расширить купленную ранее виллу в окрестностях родной Лукки (сейчас там работает музей композитора) и приобрести яхту, которую он назвал «Мими I».

Любвеобильный и самобытный

«Охотник на дичь, красивых женщин и хорошие либретто»: как писал свои оперы Джакомо Пуччини
Источник:
Universal Images Group via Legion Media

В 1886 году молодой Джакомо Пуччини давал уроки музыки жене своего школьного друга — Эльвире Джеминьяни. Вскоре она стала его любовницей, и в том же году у них родился сын Антонио. Спустя пять лет пара поселилась на вилле Пуччини возле Лукки, а в 1904 году, после смерти мужа Эльвиры, они смогли пожениться.

Пуччини однако не оставил привычку ухаживать за красивыми женщинами, вызывая у жены приступы ревности. В 1909 году Эльвира обвинила мужа в связи с их служанкой Дорией Манфреди, хотя именно в этом случае ее обвинения были бездоказательны. Опозоренная девушка покончила с собой, выпив яд. Судебно-медицинская экспертиза впоследствии показала, что она была девственницей.

Семья Манфреди подала на Эльвиру в суд за клевету. Ревнивую жену композитора приговорили к пяти месяцам заключения и выплате компенсации. Скандал вынудил Пуччини перебраться в Милан, а затем в Париж. Несмотря на это потрясение, его брак всё же уцелел.

Что же касается стиля Пуччини, то творчество композитора, как-то назвавшего себя «охотником на дичь, красивых женщин и хорошие либретто», отличалось самобытностью: он не стремился адаптировать приемы предшественников или заимствовать идеи современников. «Каким-то образом он выработал постоянный стиль, который выделяется среди итальянских опер его времени подобно пению соловья в стае скворцов», — отмечал музыковед Гарольд Шонберг.

Критики, впрочем, порой называли мелодии Пуччини «слащавыми», а либретто его опер — слишком плоскими и бесхитростными, чтобы считать оперы композитора подлинным искусством. Но именно эти особенности, по всей видимости, и сделали Джакомо Пуччини популярным.

«Тоска», «Мадам Баттерфляй» и «Девушка с Запада»

Премьера следующей оперы Джакомо Пуччини, получившей название «Тóска», состоялась в Риме в 1900 году. Сюжет, основанный на одноименной пьесе Викторьена Сарду, рассказывает о прекрасной певице Флории Тоске и ее возлюбленном художнике Каварадосси, которых преследует шеф полиции Рима барон Скарпиа. Он арестовывает художника и пытает его, а затем приказывает казнить. Тоска убивает барона ударом кинжала а затем, увидев казнь Каварадосси, бросается вниз с крыши замка Святого Ангела.

Ария Флории Vissi d’arte из оперы «Тоска» в исполнении Марии Каллас

Критики посчитали сцены насилия слишком шокирующими, а мелодии — неоригинальными. Однако «Тоска» имела оглушительный успех у публики и принесла автору солидный гонорар, который Пуччини потратил в том числе на автомобиль. На нем он попал в аварию неподалеку от Лукки: сидевший за рулем шофер не справился с управлением, и машина слетела в обрыв. Находившиеся в машине жена и сын Пуччини не пострадали, но сам композитор сломал ногу и хромал до конца своих дней.

«Охотник на дичь, красивых женщин и хорошие либретто»: как писал свои оперы Джакомо Пуччини
Джакомо Пуччини с женой и сыном, 1900 год
Источник:
en.wikipedia.org

В 1904 году Пуччини решился снова представить свое произведение в миланском театре Ла-Скала. Это была опера «Мадам Баттерфляй». Пуччини взял за основу сильно тронувшую его пьесу американского драматурга Дэвида Беласко, основанную на реальных событиях. Главная героиня этой оперы 15-летняя японская гейша Чио-Чио-сан, известная под именем Баттерфляй. Она влюбляется в американского военного Бенджамина Пинкертона, за что ее отвергают родные. Пинкертон женится на девушке, но считает брак фиктивным и вскоре уезжает в США, где его женой становится американка по имени Кейт. Чио-Чио-сан, ничего не подозревая, растит их сына и ждет возвращения любимого. Узнав правду, она отдает мальчика на воспитание Кейт и совершает харакири.

Ария Un bel di vedremo из оперы «Мадам Баттерфляй» в исполнении Монсеррат Кабалье

Премьера оперы прошла неудачно. Зрители посчитали ее затянутым самоповтором предыдущих произведений Пуччини. Композитор прислушался к этому мнению и отредактировал оперу, сократив первый акт и поделив второй на два. В таком виде «Мадам Баттерфляй» имела успех в Италии и других странах. В этот раз на гонорар Пуччини купил новую машину и вторую яхту, которой он дал имя «Баттерфляй».

Джакомо Пуччини вновь обратился к творчеству Беласко в своей следующей опере «Девушка с Запада», рассказывающей о «золотой лихорадке» в Калифорнии. Премьера оперы состоялась в 1910 году в Нью-Йорке. Зрителей снова ждал любовный треугольник, но действие в «Девушке с Запада» сосредоточено в основном на трудностях в жизни главной героини — молодой хозяйки трактира по имени Минни, которую окружают жестокие и алчные люди. Пуччини считал эту оперу своей лучшей работой, а на часть гонорара по традиции купил яхту, назвав ее «Минни».

«Охотник на дичь, красивых женщин и хорошие либретто»: как писал свои оперы Джакомо Пуччини
Главные роли в первой постановке «Девушки с Запада» исполнили Энрико Карузо и Эмми Дестинн
Источник:
White, Public domain, via Wikimedia Commons

Во время Первой мировой войны Пуччини решил попробовать себя в популярном тогда жанре оперетты, но, передумав, переделал написанное в одноактную оперу «Ласточка». Премьера должна была пройти в Вене. Тогда Австрия и Италия находились в состоянии войны, так что это решение композитора вызвало большое недовольство среди итальянцев. В итоге оперу в 1917 году показали в сохранявшем нейтралитет Монте-Карло. Годом позже в Нью-Йорке состоялась премьера цикла из трех одноактных опер Джакомо Пуччини («Плащ», «Сестра Анджелика», «Джанни Скикки»).

Ария Chi il bel sogno di Doretta из оперы «Ласточка» в исполнении Кристине Ополайс

«Турандот» — лебединая песнь Пуччини

В 1919 году Пуччини приступил к работе над «Турандот» — своей двенадцатой и последней оперой на либретто Джузеппе Адами и Ренато Симони по одноименной пьесе драматурга Карло Гоцци. Это произведение отличалось нетипичным для Пуччини количеством массовых хоровых сцен. Композитор не только писал музыку, но и по обыкновению вносил множество правок в либретто.

Сюжет «Турандот» разворачивается вокруг двух героинь-сопрано: жестокой принцессы Турандот, которая испытывает своих женихов загадками, отправляя на казнь ответивших неверно, и преданной свергнутому татарскому царю рабыни Лиу, влюбленной в его сына, принца Калафа. Принц же влюбляется в Турандот и разгадывает ее загадки. Чтобы не вынуждать принцессу идти за него замуж насильно, он бросает ей вызов в ответ. Турандот должна узнать его имя до восхода солнца — тогда юноша лишит себя жизни. Если ей это не удастся, они поженятся. Во всем городе имя героя знают только его отец и верная рабыня. Коварная принцесса пытает Лиу, но рабыня не выдает тайну и убивает себя, предсказав, что Турандот тоже полюбит принца. Так в итоге и происходит.

Во время работы над оперой у заядлого курильщика Пуччини обнаружили рак гортани. Композитор продолжал трудиться над партитурой вплоть до своей смерти в 1924 году — он скончался 29 ноября в Брюсселе от инфаркта, вызванного кровотечением, возникшим через день после операции. На его похоронах звучала ария Addio, mio dolce amor («Прощай, моя сладкая любовь») из оперы «Эдгар». На них также присутствовал Бенито Муссолини — в последний год жизни Пуччини имел контакты с Национальной фашистской партией и получил почетное членство в ней, хотя вопрос о том, разделял ли композитор идеи Муссолини, остается предметом споров.

«Охотник на дичь, красивых женщин и хорошие либретто»: как писал свои оперы Джакомо Пуччини
Траурная процессия движется к вокзалу Брюсселя, чтобы отправить тело покойного композитора на родину
Источник:
New York Times Co./Getty Images

После смерти Джакомо Пуччини в «Турандот» остались незаконченными две финальные сцены. Их на основе черновиков Пуччини дописал композитор Франко Альфано. В таком виде опера в 1926 году была представлена в Ла Скала. После сцены гибели Лиу дирижер и близкий друг Пуччини Артуро Тосканини, прервал выступление, объявив, что «на этом месте композитора не стало». После этого действие продолжилось. Публика приняла оперу с восторгом.

Ставшая невероятно популярной ария Калафа Nessun dorma из оперы «Турандот» в исполнении Лучано Паваротти

«Турандот» считается последней крупной оперой в истории, которая имела успех по всему миру. Ее, как и другие оперы Джакомо Пуччини, сегодня регулярно ставят самые известные оперные театры, а публика продолжает сопереживать героям «Турандот», «Мадам Баттерфляй» и «Тоски».

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения