Команда ученых во главе с Калифорнийским университетом в Риверсайде
Ученым давно известен такой процесс, как метилирование: растения и микроорганизмы создают газы, чтобы избавиться от токсинов. Они добавляют углерод и три атома водорода к нежелательному для них элементу, превращая его в газ, который безопасно покидает их и выделяется в атмосферу.
Механизм настолько распространен у нас на Земле, что специалисты считают — его не может не быть на других планетах, где есть живые организмы. Их клетки должны иметь способность удалять вредные вещества.
В отличие от других газов, бромистый метил остается в атмосфере не так долго. Поэтому его фиксация будет означать, что он был выделен недавно — и его производитель с большей вероятностью еще существует.
Такие газы, как метан, могут создавать микробы, но, помимо них, источником бывает вулканическая деятельность и другие геологические процессы. Поэтому он не столь надежен как маркер жизни на планете. А вот бромистый метил, по словам авторов, в подавляющем большинстве случаев создан чем-то живым.
Бромметан, при всей его распространенности на Земле, трудно выявить в нашей атмосфере из-за интенсивного излучения от Солнца. Ультрафиолет приводит к расщеплению молекул воды в ее слоях, и, как следствие, разрушает газ.
Однако есть категория планет, у которых излучение родительской звезды в разы меньше. Ученые выяснили, что газ будет легче «засечь» в системе с карликовой звездой класса М. Такие звезды меньше и холоднее Солнца, и, соответственно, дают меньше излучения. Благодаря чему бромметан вокруг их планет сможет оставаться заметным.
М-карлики, по данным астрономов, можно встретить в десять раз чаще, чем солнцеподобные звезды. Их системы и станут объектами для поиска этого газа и жизни.
Единственным препятствием для начала исследований пока является то, что самые мощные телескопы пока не настроены на поиск бромистого метила. Авторы считают, что уже к концу десятилетия эти возможности будут заложены в новое оборудование для изучения космоса.