Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Она написала «рецепт убийства»: романы Агаты Кристи глазами судмедэксперта

Как английская писательница, одна из самых известных в мире авторов детективной прозы внесла свой вклад в развитие криминалистики

30 января 2023Обсудить
Она написала «рецепт убийства»: романы Агаты Кристи глазами судмедэксперта
Источник:
Shutterstock/Fotodom.ru

В мини-сериале «Чисто британское убийство», снятого Би-би-си, Люси Уорсли зачитывает цитату из романа Кристи «Убийство Роджера Экройда»:

Люси Уорсли

«Экройд сидел в кресле перед камином в той же позе, в какой я его оставил. Голова его свесилась набок, а над воротничком поблескивала витая металлическая рукоятка».

Уорсли приводит этот отрывок в доказательство своей мысли о том, что произведения Кристи довольно скучные. Люси продолжает: «Есть пара причин, почему это классическая Агата Кристи. Во-первых, полное отсутствие крови…»

Прочитав все детективные романы и множество рассказов писательницы, я могу с уверенностью сказать, что не согласна с «бескровностью» классической Кристи. Если в «Убийстве Роджера Экройда» металлическое орудие, торчавшее из шеи жертвы, просто «поблескивало», то о лезвиях, встречающихся в других произведениях Кристи, нельзя сказать того же самого.

В более поздних текстах Агата гораздо ярче изображает следы крови на оружии. Поначалу Кристи описывает их как «пятна, по виду напоминающие ржавчину», но впоследствии уже говорит о настоящей запекшейся крови.

К примеру, мы можем видеть, что лезвие ножа было покрыто «маслянистыми красными потеками», также Агата использует по отношению к крови такие эпитеты, как «фонтанирующая» и «свернувшаяся». Кульминацией становится кровавая оргия в «Рождестве Эркюля Пуаро».

Агата также написала рассказ «Кровь на мостовой» (1928), который был издан в США под зловещим названием «Кап-кап!». Как вы уже догадались, действие в рассказе разворачивается вокруг пятен крови и иллюстрирует тот факт, что Кристи ее не боялась. Была причина, по которой писательница решила сделать некоторые свои романы, в том числе «Убийство Роджера Экройда», бескровными.

По моему мнению, Агата хотела, чтобы читатели сосредоточились на неожиданном повороте сюжета и не отвлекались на кровь и другие пугающие подробности. Однако в других произведениях она позволила крови рассказать свою историю, как это бывает в реальной жизни. Кристи понимала, что вытекшая из тела кровь будет загустевать с течением времени, благодаря чему эксперты смогут установить время наступления смерти.

В романе «Раз, два, пряжка держится едва…» дантиста Генри Морлея обнаруживают мертвым на рабочем месте: «…Кровь вокруг раны засохла. Это означает, что с момента убийства уже прошло некоторое время»1.

1 Агата Кристи. «Раз, два, пряжка держится едва…». — Здесь и далее цитируется в переводе И. Шевченко.

Агата понимала, что кровь, пролитая при разных обстоятельствах, оставляет характерные следы и может поведать собственную историю, как, например, пятно крови, отпечатавшееся на ком- или чем-либо.

В рассказе «Загадка трефового короля» Пуаро предполагает, что след крови на мраморном подоконнике дает подсказку о том, где было совершено убийство, а пятно на отполированном полу показывает, где изначально лежало тело жертвы, прежде чем его перетащили.

Удивительно, но, несмотря на свое идиллическое и благополучное детство, Кристи, по ее собственным словам, хорошо ухаживала за солдатами во время Первой мировой войны и при этом совершенно не испытывала брезгливости.

Лора Томпсон пишет: «Если ее и терзал творившийся вокруг ужас, вид прекрасных юношей, лишившихся рук и ног, грязь, кровь и гной, то она об этом не говорила»1.

1 Лора Томпсон. «Агата Кристи: английская тайна». — Цитируется в переводе И. Дорониной.

Учитывая такой травматичный опыт и то, что Кристи не понаслышке знала о кровоточащих ранах, можно прийти к выводу, что ее произведения не такие уж уютные и бескровные, как принято считать.

Что такое анализ следов крови?

Анализ следов крови (АСК) — это раздел судебной медицины, который занимается интерпретацией и исследованием пятен и брызг крови (как правило, на месте происшествия) с целью реконструкции насильственного преступления.

Я говорю «дисциплина», а не «наука», потому что АСК, в отличие судебной серологии, требует умения трактовать и даже творческого мышления. Безусловно, он базируется на научных принципах, но при этом оставляет место и для художественных допущений.

Серология — это лаборатории, ученые в белых халатах, пробирки, определение группы крови. Серологи, которым особенно «повезло», также анализируют сперму, рвоту и фекалии. Хотя серология отличается от АСК, это еще и раздел судебной медицины, поэтому нам нужно иметь представление о них обеих.

АСК применяется для поиска ответов на важные вопросы, например о том, имело ли место убийство и, если имело, как именно оно было совершено. Судмедэксперты, работающие на месте преступления, изучают локализацию и внешний вид следов крови, пытаясь ответить на следующие вопросы:

  • Как формировались следы крови?

  • Откуда взялась кровь?

  • Каким оружием или орудием были нанесены раны?

  • Каково минимальное число ударов?

  • В каком положении находилась(-лись) жертва(-ы) и убийца(-ы)?

  • Какие движения были совершены во время кровопролития и после него?

  • Подтверждают ли следы крови свидетельские показания?

Экспертам для успешного проведения АСК необходимо обладать знаниями сразу в нескольких областях, в том числе в биологии, физике и математике. Биология предоставляет сведения о свертывании и вязкости крови.

Физика объясняет, как кровь ведет себя под воздействием различных сил, например гравитации, и почему она скапливается или растекается по определенной поверхности. Математика, в особенности геометрия, измеряет скорость течения крови, расстояние, которое она преодолела, угол ее растекания и многое другое.

Судмедэкспертам нужно иметь представление обо всем этом, чтобы качественно выполнять свою работу. Кровь всегда ведет себя строго определенным образом, и место убийства, залитое кровью, может предстать полным хаосом глазам неопытного человека, но для специалиста оно выглядит как иероглифический текст, просто требующий перевода. Язык, которым владеет эксперт, — это разнообразные следы крови, поддающиеся анализу.

В романе «Лощина» сцена убийства Джона Кристоу — единственной жертвы в произведении — описана весьма поэтично: «Темное пятно медленно расползлось на левом боку; тоненькая струйка потекла на бетон, а оттуда красные капли стали падать в голубую воду бассейна».

Кристи описывает здесь то, что в мире криминалистики называется пассивными следами крови.

Они, как правило, появляются в результате воздействия гравитации на жидкость без каких-либо других сил. В качестве примеров можно привести сочащуюся кровь, а также падающие капли, ее струи и лужи. В произведениях Кристи есть множество примеров инертных пятен.

В романе «Смерть на Ниле» «на брючине… набухало алое пятно», а в «Убийстве в доме викария» темная лужа крови скапливается вокруг головы полковника Протеро и «тихо капает на пол с жутким мерным звуком».

В романе «Часы» происходит перенос крови, когда бедная секретарша Шейла спотыкается в гостиной о тело человека, с которым она должна была работать в качестве машинистки. Она описывает произошедшее сыщику, который весьма недоволен процессом:

«А на нем кровь… — девушка разжала одну из рук, которыми намертво в меня вцепилась, и посмотрела на пальцы. — И на мне… кровь…

— Да уж! И на мне теперь тоже, — несколько раздраженно сказал я, показывая ей пятно на своей рубашке…»

Это отличная иллюстрация следов-наслоений, возникающих в результате взаимодействия объектов (следообразующего и следовоспринимающего) между собой и перехода на предмет — носитель частиц вещества, в нашем случае — крови.

Примерами следов-наслоений служат кровавые отпечатки обуви, следы волочения тела, отпечаток оружия, положенного на какую-либо поверхность, или следы на человеке, который соприкоснулся с источником кровотечения.

Последний тип следов крови — брызги. В рамках трасологической экспертизы крайне важно различать понятия «брызги» и «капли»1, чтобы верно интерпретировать улики.

1 В криминалистике под термином «капля» понимается строго определенный объем жидкости, а именно такой, который при постепенном накоплении вначале удерживается по периметру отрыва. Начальная скорость капель равна нулю или не превышает скорости пешехода, по мере падения она возрастает с ускорением 9,8 м/с. Если же на жидкость действует еще какие-либо силы, кроме веса, она дробится и стремительно летит с большой начальной скоростью — тогда образуются брызги.

Брызги возникают при попадании крови на плоскость при большой скорости. Существует несколько видов брызг крови, форма которых зависит от их угла падения и скорости полета.

Брызги крови могут отлететь от поверхности окровавленного предмета, например оружия, и оставить характерные следы. При повреждении крупных артерий кровь может бить фонтаном под воздействием артериального давления и еще функционирующего сердца.

Кристи говорит о брызгах крови в рассказе «Кровь на мостовой» и пятнах крови в рассказе «Ожерелье танцовщицы» (1954). В романе «Час зеро» содержится больше криминалистической информации, чем в других произведениях Кристи.

Леди Трессилиан жестоко убивают ударом тупым предметом (предположительно клюшкой) по голове. В момент убийства она находилась в постели в своем особняке под названием Галлз-Пойнт. На месте преступления остается множество улик.

После убийства эксперт Уильямс изучает пиджак подозреваемого по имени Невил Стрэндж и говорит: «Видите эти темные пятна? Я не я буду, если это не кровь! А здесь! — И он показал на забрызганный чем-то темным рукав».

Разница между каплями и брызгами крови может казаться несущественной, однако термин «брызги» относится лишь к очень небольшим каплям или пылевидным скоплениям (как от спрея). Это строго определенный вид следов крови в криминалистике.

Такие пятна состоят из нескольких мелких пятен крови. Среди брызг крови также можно выделить подразновидности. С некоторыми из них Агата была знакома лучше, чем с другими.

Брызги крови при выстреле из огнестрельного оружия

Если человеку стреляют в голову, из раневого канала вылетает кровь под воздействием силы пули. Брызги летят вперед из выходного отверстия (прямой конус), двигаясь в том же направлении, что и снаряд, и назад — из входного (обратный конус), в противоположном от пули направлении (как правило, в сторону оружия).

Обычно брызги, образующие прямой конус, мельче, чем брызги обратного конуса, которые состоят из меньшего количества более крупных капель. Тем не менее возможно множество вариантов. Важно учитывать, что брызги, вылетевшие из входного отверстия, могут попасть на стрелка вместе с продуктами выстрела, о которых мы говорили в третьей главе.

Таким образом, для криминалиста необходимо различать брызги крови из входного и выходного отверстий, поскольку результаты анализа могут противоречить показаниям человека, утверждающего, что он не стоял на месте стрелявшего.

Агата никогда подробно не говорит о брызгах, созданных выстрелом из огнестрельного оружия, и в этом нет ничего удивительного, ведь нюансы обычно известны только специалистам. Однако иногда она описывала кровь, вытекшую из огнестрельной раны, и в рассказе «Тайна охотничьей сторожки» Агата говорит, что застреленный мистер Пейс лежал «в луже крови».

В романе «Час зеро» сказано: «Ее убили! В голове жуткая дыра, и кругом кровь, кровь, все в крови!..» Эта цитата прекрасно иллюстрирует следующий тип брызг — от размахивания окровавленным предметом.

Брызги от размахивания окровавленным предметом

Когда окровавленным предметом размахивают в воздухе дугообразным движением, брызги разлетаются в форме дорожек. Если этот предмет — оружие, эксперт может получить представление о направлении и числе ударов. Размер и интервал между ними могут варьироваться в зависимости от типа предмета.

Если бы кому-то пришлось сыграть в «Клуэдо» в реальной жизни (не пытайтесь повторить!), ему было бы нелегко определить, каким орудием совершено убийство — дубинкой, куском свинцовой трубы или подсвечником, — потому что они все приблизительно одного размера.

Однако вы сразу заметите разницу между брызгами, оставленными при размахивании кием и молотком. По характерным дорожкам следов брызг, остающимся каждый раз при замахивании оружием/орудием, криминалисты могут установить минимальное число ударов, которые были нанесены жертве.

Эксперты говорят о минимальном числе ударов, потому что при первых двух ударах оружие может быть недостаточно окровавленным, чтобы оставить след в виде брызг.

Брызги от размахивания окровавленным предметом нельзя путать с брызгами от фонтанирования крови из поврежденных артерий — последние состоят из цепочек маленьких элементов одинакового размера.

Как медсестра, Кристи была прекрасно знакома со следами артериального кровотечения, которые оставляет тело человека, а не оружие, поэтому в рассказе «Кровь на мостовой» она говорит о крови, накапавшей на мостовую, весьма непринужденно.

Брызги от фонтанирования артериальной крови

Такие следы образуются при повреждении крупной артерии, например бедренной на ноге или сонной на горле, обычно при нанесении колото-резаной раны. Брызги, попавшие на преграду, допустим на стену, выглядят как множество цепочек1.

1 Как правило, следы от фонтанирующей артериальной крови наряду с брызгами включают вертикальные потеки, переходящие в лужи, если кровь попала на вертикальную или наклонную поверхность.

Это объясняется тем, что с каждым ударом сердца кровь мощной струей выбрасывается из раневого отверстия. По мере снижения объема крови в организме и силы сердечных сокращений высота дуг уменьшается.

Кристи не описывает фонтанирование крови, но она хорошо понимала разницу между венозным и артериальным кровотечением: мы видим это в романе «Рождество Эркюля Пуаро», ее самом кровавом произведении. Писательница, словно губка, впитала эти знания во время работы медсестрой.

Книга начинается с того, что Симеон Ли, старый и немощный, но озорной патриарх типичного деревенского дома, планирует весьма интересное семейное Рождество. Столкнув между собой своих детей и их вторых половин, он угрожает, что перепишет завещание, как только нотариус возобновит работу после праздников.

Неудивительно, что в канун Рождества его «зарезали, как свинью», и он потерял столько крови, что «смерть наступила почти мгновенно». Полковник Джонсон обращается к доктору:

«А как насчет пятен крови? Ведь тот, кто его убил, сам должен был испачкаться в крови.

— Необязательно, — отозвался доктор. — Кровь текла в основном из яремной вены, а там напор не такой, как в артерии, значит, она не била струей».

Агата знала, о чем говорит. В «Судебной медицине Симпсона» сказано: «Повреждение неприкрытой поверхностной артерии обычно приводит к тому, что кровь выбрасывается из раны, в то время как при повреждении аналогично расположенной яремной вены кровь только заполнит рану и не будет бить струей».

Я уверена, что во время ухода за ранеными солдатами Агата также видела экспираторные брызги крови, но она не упоминает о них в своих произведениях. (Нечто похожее встречается в рассказе «Трагедия в Масдон Мэйнор» (1923): «На его губах кровь, видимо, кровотечение было внутренним»1. Это значит, что скопившаяся кровь так и не вытекла из тела.)

1 Агата Кристи. «Трагедия в Масдон Мэйнор». — Цитируется в переводе А. Титова.

Выдох с кровью

Проникающие ранения грудной клетки сопровождаются пневмотораксом (попаданием воздуха через раневой канал в плевральную полость1) и гемотораксом (скоплением крови в полости плевры).

1 Плевральная полость — щелевидное пространство между наружным (париетальным) и внутренним (висцеральным) листками плевры, окружающими каждое легкое.

Кровь из раны смешивается с воздухом в легких, она выходит изо рта или носа в виде аэрозоля, состоящего из крошечных капель. Эти брызги распыляются на выдохе (или иногда выходят из раны в легких или груди) и состоят из очень мелких капель и иногда пузырей воздуха.

Эксперт узнает о пузырях по особым круглым следам в пятне крови. Экспираторные брызги также могут смешиваться со слюной, из-за чего они становятся менее заметными.

Теперь вы наверняка понимаете, насколько большую работу проделывают судмедэксперты и как им важна точная терминология. Надеюсь, они почувствовали, что Агата Кристи на их стороне!

Отрывок из книги Карлы Валентайн «Рецепт убийства. Криминалистика Агаты Кристи глазами судмедэксперта». М.: Издательство Бомбора (Эксмо), 2023.

Читайте книгу целиком

В книге «Рецепт убийства» судмедэксперт Карла Валентайн рассказывает о том, как Агате удавалось через дела, которые раскрывались в ее книгах, способствовать развитию новой для всех науки, позже получившей название «криминалистика». Валентайн подчеркивает, что Кристи, будто бы обладая даром предвидения, описала методы, которые стали использоваться только через много лет.

Читайте книгу целиком
Реклама. book24.ru
Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения