СССР считался самой читающей страной в мире. С самого утра в киосках Союзпечати выстраивалась очередь за свежей прессой. Дефицитные книги доставали немыслимыми способами. Нашумевшие остросоциальные новинки или запрещенные к изданию книги, например «Мастер и Маргарита», тайком перепечатывали на пишущих машинках. И читали в метро, в автобусах, на остановках, в библиотеках. Надежда Проняева, преподаватель Национального социально-педагогического колледжа, рассказывает о том, с помощью каких книг подросткам послевоенного периода XX века прививали любовь к чтению.
Где и как подростков побуждали читать
Советский школьник приобщался к чтению дома, в семье или на школьных уроках литературы под влиянием личности и требований педагога. Школьные уроки могли как пробудить «духовный голод» молодежи, так и навеять скуку или нежелание читать «скучную и надоевшую обязаловку». Под «обязаловкой» нужно понимать обязательный программный список литературы — школьный канон, который Министерство просвещения СССР рекомендовало к изучению в учебном году и для чтения на каникулах.
Формирование обязательного списка литературы не было ноу-хау советских чиновников от образования. Еще в середине XIX века русский просветитель и педагог Константин Ушинский, работая инспектором в Смольном институте благородных девиц, совершил титанический труд — отобрал из массива классической литературы опусы Пушкина, Тургенева, Лермонтова, Жуковского, Тютчева и создал хрестоматию для чтения под названием «Детский мир». Этот хит просвещения того времени стал прообразом составления учебников и хрестоматий по гуманитарным дисциплинам с XIX века до наших дней.
Классика на века: школьная программа в 8-м и 9-м классе
Что же читали советские подростки послевоенного времени, когда в обществе были пережиты сложные периоды?
Основу рекомендаций для чтения составляли произведения русских классиков. В 8 классе дети должны были знать лирические стихотворения А. С. Пушкина и такие пушкинские опусы, как «Цыганы», «Евгений Онегин», «Капитанская дочка».
Из Гоголя изучались «Ревизор» и «Мертвые души». Подростки должны были знать поэтические произведения Лермонтова. На примере «Слова о полку Игореве» изучалось древнерусское наследие. Это классический арсенал, который изучают и современные школьники.
Девятиклассникам в школьный канон добавили зарубежные классические произведения, такие как шекспировский «Гамлет» и «Фауст» Гете. Из отечественной классической литературы были рекомендованы произведения, в которых отражено непосредственное стремление к слому царского режима, например, «Что делать?» Н. Г. Чернышевского. Советская литература в школьной программе была представлена массивом из произведений Маяковского и Горького.
В конце 50-х годов, когда смягчилось идеологическое давление на формирование школьного канона, в стране заговорили об обновлении принципов организации литературного обучения школьников и о демократизации литературного программного арсенала. К сожалению, ожидаемая обновленная программа не принесла перемен, а учителя так и остались с прежними возможностями в деле воспитания литературного кругозора подростков. В те годы школьный канон остался практически неизменным с точки зрения содержательной части. Произведения так и отбирались с точки зрения соответствия идеологическим принципам. О демократизации списка для чтения речи пока не шло.
За пределами программы: чтение в свободное время
В свободное время молодежь и подростки послевоенного времени уносились в мир литературных героев, зачитываясь не только произведениями писателей-классиков. Например, ставшее на многие годы хрестоматийным произведение Николая Островского «Как закалялась сталь» будоражило умы юных строителей коммунизма. Роман вышел в свет в 1947 году, а имя Павла Корчагина, или Павки, стало нарицательным для советской молодежи. В книге рассказывалось о бурном времени Гражданской войны, произведение было остро идеологическим, но в нем романтично отражались серьезные человеческие качества: стойкость, преданность Родине и отстаивание своих идеалов.
Молодежь, рожденная в годы Великой Отечественной войны или сразу после Победы, не понаслышке знала о страшном времени. Кто-то навсегда запомнил свои детские впечатления, а кто-то потерял на войне близких, поэтому произведения о борьбе советского народа многие десятилетия были актуальны среди писателей и читателей. В 1962 году вышел роман Юрия Слепухина «Перекресток». Его действие разворачивалось в конце 30-х годов, раскрывая момент взросления юных героев, которые несколькими годами позже, буквально со школьной скамьи, уходили на фронт.
Подростки 60-х годов зачитывались увлекательными произведениями Анатолия Рыбакова «Приключения Кроша» и «Каникулы Кроша». Последняя книга была настолько интересна и популярна, что выдержала проверку временем, а по мотивам этой повести в 1978 году сняли четырехсерийный фильм. Крош — это прозвище московского школьника Сережи Крашенинникова, который проводил летние каникулы самостоятельно, а его родители уехали в отпуск. Крош знакомится с искусствоведом, который собирает загадочные японские статуэтки — нэцкэ. Это увлечение вовлекает коллекционеров в серьезные и таинственные обстоятельства.
Были популярны книги, повествующие о пути становления характера и жизни рабочей молодежи. В 1967 году вышла повесть Николая Дубова «Жесткая проба». Ее герои — Алеша Горбачев и Виктор Гущин — трудятся на большом заводе. Парни совершают серьезные нравственные и трудовые ошибки, но преодолевают их и приходят к пониманию трудовой чести.
Советская молодежь увлекалась произведениями зарубежных писателей — подростков завораживали удивительные приключения героев Жюля Верна и Александра Дюма. Ребята открывали новые знания и «вдыхали» аромат неизведанных стран, их пленяли тонкости творческого почерка авторов.
В 1967 году советская молодежь пережила фантасмагорическое знакомство с удивительным персонажем — Фантомасом. Многие узнали о его приключениях из кинематографа, а кому-то удалось прочитать литературный первоисточник — серию книг о Фантомасе, созданную содружеством двух авторов, Марселем Алленом и Пьером Сувестром.
Такой насыщенный мир литературы был открыт для молодежи послевоенного времени. Когда не были забыты переломные годы революционного времени, когда болью Великой Отечественной войны были пронизаны многие произведения, но в то же время молодые сердца окрылялись светлыми и увлекательными мирами, открывающимися через литературные строки.