Они просто не успеют адаптироваться: почему ленивцы могут вымереть до 2100 года?

Милые медлительные обитатели джунглей могут исчезнуть с этой планеты в ближайшие десятилетия

1 октября 2024Обсудить

Andrii Lomako via Legion Media

Исследователи из Лаборатории передвижения животных Университета Суонси (Великобритания) с коллегами выяснили, что двупалые ленивцы — обитатели Центральной и Южной Америки — могут исчезнуть в ближайшее столетие из-за своих замедленных обменных процессов. По выводам ученых, особенности животных могут помешать им вовремя адаптироваться к глобальным изменениям климата на планете. Результаты работы опубликованы в PeerJ Life & Environment.

Могут не успеть за переменами

Предыдущие многочисленные исследования изменений климата прогнозируют, что они в том числе сильно скажутся на потребностях живых организмов в энергии. Однако это влияние пока мало изучено. В новой работе ученые обратили внимание именно на двупалых ленивцев (Choloepus hoffmanni) из-за их ограничений в скорости — кроме шуток о медлительности этого вида, зоологи знают, что, в отличие от других млекопитающих, они медленнее регулируют температуру тела, медленнее переваривают пищу и, соответственно, не способны так же быстро получать энергию, как большинство других видов.

Команда решила выяснить, каковы будут долгосрочные последствия потепления для ленивцев, обитающих в равнинной местности и высокогорных районах. Для этого они использовали метод непрямой калориметрии — анализ энергозатрат организма на основании потребляемого им кислорода и выделяемого углекислого газа. Также ученые имитировали для ленивцев изменения температуры окружающей среды, которые прогнозируются до 2100 года, и измеряли при этом, как менялась температура их тела.

Результаты исследования оказались, по словам авторов, «тревожными», особенно для ленивцев из высокогорных районов. И вот почему.

Им будет некуда деться

Авторы обнаружили, что даже в состоянии покоя при повышении общей температуры, у высокогорных ленивцев резко увеличивалась скорость метаболизма. В отличие от равнинных жителей, которые, наоборот, включали метаболическую «депрессию». Стратегия первых более опасна, так как их способность перерабатывать пищу в энергию осталась прежней — скорость пищеварения у ленивцев в 24 раза ниже, чем у других травоядных примерно такого же размера.

В итоге потребности метаболизма выросли, а быстро удовлетворить их оказалось невозможно. Это означает, что метаболический баланс у ленивцев будет нарушен из-за дальнейших изменений климата.

<p><a target="_blank" rel="noopener nofollow" href="https://www.researchgate.net/profile/Rebecca-Cliffe">Ребекка Клифф</a></p>

«Наше исследование показывает, что ленивцы, особенно в высокогорных регионах, могут не пережить значительного повышения температуры, прогнозируемого на 2100 год».

Тогда как равнинные ленивцы приспособлены к более высоким температурам в своей среде обитания и у них есть еще возможность мигрировать в более прохладные высокогорные районы, ленивцам, уже привыкшим к большим высотам, буквально некуда деваться, считают ученые. Поэтому высотным популяциям в первую очередь может грозить вымирание уже к концу этого столетия, если температура продолжит повышаться. По прогнозам, в местах обитания этого вида она вырастет к 2100 году на 2–6 °C.

По выводам авторов, равнинные ленивцы какое-то время смогут справляться, перебравшись в районы повыше. Но затем, как и высокогорные сородичи, столкнутся с серьезной метаболической нагрузкой на организм, и особенности вида помешают им адаптироваться к потеплению. Чтобы не допустить «кризиса выживания» у этих популяций уже в ближайшем будущем, людям придется предпринимать меры для их сохранения в быстро нагревающемся мире.

А пока ученые думают, как спасти этих животных, у нас есть возможность еще раз посмотреть редкое видео битвы ленивца и оцелота.