Опасны ли для Земли обломки астероида Диморф, который «сбили» в сентябре 2022 года?

Орбиту Диморфа тогда удалось изменить, а сам он стал похожим на комету

2 сентября 2024Обсудить

Изображение сгенерировано с помощью нейросети и носит иллюстративный характер.

Midjourney

«Сбитый» астероид

После того, как исследователи из НАСА потренировались на безобидном астероиде Диморфе «отталкивать» опасные объекты от Земли, астрофизики выясняют, куда направятся его обломки и не угрожают ли они Земле. Последствиями эксперимента по планетарной защите стал выброс около миллиона килограммов вещества из Диморфа, которое образовало «хвост», как у кометы, длиной почти 10 тысяч километров. Специалисты из Европейского космического агентства смоделировали движение миллионов высокоскоростных частиц породы и обнаружили, что метеорный поток будет виден, но скорее всего, не на нашей планете.

Эксперимент миссии DART по перенаправлению потенциально опасных небесных камней с помощью кинетических ударов проходил в сентябре 2022 года. И завершился вполне успешно. К двойному астероиду Диморфу, который находился в 11 миллионах километров от Земли, отправили зонд. Тот врезался (видео) в небесное тело, чем смог изменить траекторию Диморфа: его орбита вокруг родительского астероида Дидима стала короче на 33 минуты. Однако исследования на этом не закончились.

Шлейф из обломков

Позже космические мини-спутники кубсаты и несколько крупных наземных телескопов обнаружили, что Диморф стал похож на комету, которая «тащит» за собой шлейф из обломков. Итальянский кубсат LICIACube заметил частицы размером в микрон, которые двигаются со скоростью до 500 метров в секунду. Аппараты НАСА и Израиля зафиксировали микроскопические частицы намного быстрее — от 1400 до 1800 метров в секунду. Астрономы предположили, что обломки могут достичь Земли и Марса и привести к образованию метеоров.

NASA/Johns Hopkins APL

Последнее изображение Диморфа до столкновения с DART.

Команда ученых из Италии и Испании проверила, как может распространяться этот «мусор» внутри Солнечной системы, основываясь на данных о гравитации Диморфа и Дидима, а также Солнца, Меркурия, Венеры, Марса, Земли, Юпитера и Луны. Все эти небесные тела влияют на траекторию обломков. Исследователи смоделировали выброс около 3 миллионов частиц сначала с минимальной скоростью в 500 метров в секунду, а затем с более высокими скоростями.

Метеоры в марсианском небе

«Учитывая геометрию конуса выброса и наблюдаемую максимальную скорость, есть вероятные маршруты попадания обломков на Марс», — делает вывод астрофизик Элой Пенья-Асенсио из Миланского политехнического университета в Италии.

<p><a target="_blank" rel="noopener nofollow" href="https://www.researchgate.net/profile/Eloy-Pena-Asensio">Элой Пенья-Асенсио</a></p>

«В нашем основном моделировании частицы со скоростью до 1000 метров в секунду не достигают Земли. Только частицы со скоростью 1500 метров в секунду и выше могут достигнуть Земли, и это происходит исключительно во вторичном моделировании».

Однако более быстрые выбросы состоят в основном из субмикронных частиц, как поясняют ученые, и не будут генерировать метеоры при проникновении в атмосферу. Поэтому на Земле мы не увидим метеорного потока от обломков Диморфа. А вот марсоходы смогут «полюбоваться», как говорят авторы исследования.

Моделирование также показало, что обломки помедленнее могут достигнуть Марса к 2035 году — через 13 лет после столкновения. А более скоростные через пять лет после удара окажутся рядом с Марсом, и через семь лет — в 2029 году — рядом с Землей. Орбита Диморфа с Дидимом пересекает орбиту Красной планеты, поэтому Марс для них более достижим, чем Земля.

У нас же пока есть другая возможность — посмотреть, какие разрушения произведет метеорит с определенными характеристиками в любом отдельно взятом городе.