В 1903 году на Введенской площади в Москве (ныне — Электрозаводская улица, 12) появился оборудованный по последнему слову техники того времени дом, похожий одновременно на русскую избу, американский коттедж и европейский особняк. Его владельцем был купец-старообрядец Василий Носов, а реализовать свою мечту он поручил выдающемуся архитектору Льву Кекушеву.
Успешный фабрикант
Василий Дмитриевич Носов происходил из крестьян. Его отец со своими братьями трудился на ткацкой фабрике в Москве, а в 1829 году они основали собственное текстильное предприятие возле Хапиловского пруда. Средств для содержания наемных работников у Носовых не было, поэтому трудились они всей семьей. Мужчины изучали красильное дело, женщины плели бахрому.
Драдедамовые платки с домашней фабрики Носовых стали пользоваться популярностью — семейное дело приносило все более солидную прибыль, а производство стремительно расширялось.
В 1863 году предприниматели получили первый заказ от государства — изготовить армейские рубашки и сукно для мундиров. Затем Носовы начали продавать предметы одежды и за рубеж.
Поклонник технического прогресса, страстный фотолюбитель и мастер на все руки Василий Носов, родившийся в 1848 году, унаследовал семейное дело в конце XIX века и успешно вел дела. В браке с Анастасией Жучковой у него родилось семь детей (сын и шесть дочерей), но супруга купца скончалась, не дожив до 40 лет. После ее смерти овдовевший фабрикант посвятил себя воспитанию детей.
Для строительства семейного гнезда Носов приобрел у тестя Дмитрия Жучкова большой участок земли неподалеку от Яузы. Первый возведенный на нем дом в итоге достался старшему сыну Носова — Василию, который женился на дочери знаменитого купца Павла Рябушинского Евфимии — настоящей светской львице той поры.
Носов же решил построить для себя новый дом по соседству с особняком сына и невестки, известным в наши дни как дом Е.П. Носовой.
От идеи до ее воплощения
История гласит, что Носову в качестве образца приглянулся фахверковый особняк из приложения к американскому журналу Scientific American — построить дом по его образу и подобию он заказал в 1902 году уже известному к тому времени архитектору и одному из корифеев отечественного модерна Льву Кекушеву.
Архитектор подготовил первоначальный эскиз будущего здания в стиле бельгийского модерна в начале 1903 года, но затем в проект было внесено много изменений, а часть из них вносилась уже в процессе строительства дома, чтобы лучше вписать постройку в ландшафт.
На каменной основе Кекушев возвел двухэтажный дом из дерева: Носов хотел чтобы его жилище было деревянным, считая этот материал самым подходящим по всем статьям.
Зодчий дал волю фантазии и спроектировал окна особняка разных форм и размеров: строгие квадраты, необычные подковы и панорамные прямоугольники. Оконные рамы, двери, скамьи и перила внутри дома вырезали из дуба, а стены отделали деревянными панелями и частично оклеили обоями «естественных» цветов, напоминающих кожу.
На стене напротив массивной лестницы на второй этаж, поместили изображение древних кораблей, напоминающих ладьи с картины Николая Рериха «Заморские гости».
Чудо техники под видом дачи
Внешне возведенный всего за несколько месяцев дом больше напоминал дачный дом, которых Кекушев тоже построил немало, чем городской особняк, но внутри он был оснащен едва ли не всеми возможными благами цивилизации и был, если прибегать к современной терминологии, экологичным.
Техническое оснащение особняка стало отражением трепетного отношения хозяина к природе. Большие окна были подогнаны так плотно, что не выпускали теплый воздух, а в продвинутой системе вентиляции использовались воздушные фильтры.
За литой дверью в подвале особняка скрывалась передовая для начала XX века система отопления из 10 котлов, которые подавали нагретый воздух во внутренние помещения. Эту систему в наши дни отреставрировали, но не используют — нет специалистов, способных ее запустить и обслуживать. Можно даже не упоминать, что в доме были водопровод, электрическое освещение и канализация.
Василий Носов хотел создать для себя островок уюта, спрятавшись от большого города — для этого дом расположили слегка в глубине участка. Сквозь огромные окна хозяин мог любоваться на деревья в саду: переплетаясь ветвями, они в солнечную погоду создавали эффект витража.
В гости к дедушке
Одна из дочерей Василия Носова, Вера Васильевна, вышла замуж за Алексея Бахрушина — известного коллекционера и основателя музея театральных предметов. Они встретились в 1895 году на костюмированном балу и с тех пор не расставались.
Вера Васильевна разделяла увлечение супруга коллекционированием: она научилась фотографировать экспонаты, придумывала, как расположить их в музее, организовывала тематические выставки и следила за сообщениями о главных театральных событиях в прессе.
Семья Бахрушиных часто бывала в гостях у Василия Носова. Вот что вспоминал о дедушкином доме Юрий Бахрушин, сын Веры и Алексея:
В теплое время года Василий Носов устраивал для гостей чаепития на террасе особняка, расположенной на втором этаже, который служил обиталищем для Августы — той самой «младшей тетки», о которой вспоминал Юрий Бахрушин. На первом этаже дома находились помещения для прислуги, гостевые и комнаты самого Василия Носова.
Читайте другие статьи нашего сериала «Истории необыкновенных домов»
«Построй мне дворец сразу во всех стилях. Денег у меня хватит», — сказал Арсений Морозов архитектору Виктору Мазырину. И тот построил.
В конце XIX века на улице Воздвиженке в Москве на глазах у чопорной московской элиты вырос необычный дворец… ЧИТАТЬ
Удивительное здание в центре Москвы можно назвать главным памятником гению знаменитого архитектора Константина Мельникова. Похожий на башню и пчелиный улей, «дом будущего» идеально попал «в настроение» своего создателя — человека трудолюбивого, увлеченного, лишенного предрассудков в творчестве… ЧИТАТЬ
4 доходных дома с историей. Насущный вопрос нашего времени: арендовать или покупать квартиру? Многие известные люди XIX века предпочитали снимать жилье в доходных домах. Некоторые из них были, как сказали бы теперь, «проблемными» арендаторами… ЧИТАТЬ
Вторая жизнь семейного гнезда
Ураган революции 1917 года не мог не затронуть семью Носовых, которая лишилась собственности. Василий Носов-младший с женой эмигрировали в Италию, а его отец доживал свой век в подмосковной Перловке, где умер в 1920 году.
Национализированный особняк у Яузы сперва отдали под детский сад, затем — под общежитие для работниц фабрики. В послевоенные годы в доме разместилась организация, курировавшая столичную легкую промышленность. В конце 1980-х годов особняк достался юношеской библиотеке, а вскоре им занялись историки и реставраторы. Восстановительная эпопея затянулась на долгие годы, но в конце концов особняк Носова удалось привести в порядок.
Сегодня в доме Носова расположен Молодежный историко-культурный центр «Особняк Носова» (филиал Российской государственной библиотеки для молодежи). В здании действуют экспозиции, посвященные самому особняку, его архитектору Льву Кекушеву, семье Носовых, а также истории российского предпринимательства. Кроме того, в бывшем доме купца Носова регулярно проводятся различные культурные мероприятия.