На Земле осталось всего около 4500 представителей вида

7 июня 2024Обсудить
Shutterstock/Fotodom.ru

Кто такие казуары и как они живут

Казуары, которых еще называют за их древнее происхождение и необычный внешний вид «птицы-динозавры», — очень крупные нелетающие птицы, обитающие в тропических лесах северо-востока Австралии и острова Новая Гвинея.

Казуары знамениты своим ярким, разноцветным оперением на шее, а также «шлемом» — большим гребневидным наростом на голове, придающим им сходство с паразауролофами, динозаврами с гребнями на голове. Считается, что на территории Австралии казуары обитали еще в ледниковом периоде.

Взрослые особи казуара могут достигать в высоту двух метров и весить до 60 килограммов. В дикой природе казуары ведут себя очень скрытно и избегают контактов с человеком, однако это не помешало назвать их самыми опасными птицами на Земле, и все из-за их мощных трехпалых ног с острыми, похожими на кинжалы когтями. Если человек вторгается на территорию казуара во время выведения птенцов, или еще как-то тревожит птицу, она может напасть, ударив сразу обеими ногами. Когти казуара наносят человеку тяжелейшие, зачастую смертельные раны.

Почему казуары вымирают и сколько их осталось

Сейчас казуары, обитающие в Австралии, находятся под угрозой вымирания — в дикой природе осталось всего около 4500 особей. Это чрезвычайно беспокоит биологов и защитников окружающей среды, потому что казуары являются основой процветания экосистемы австралийских тропических лесов, их выживание критически важно для сохранения биоразнообразия.

Shutterstock/Fotodom.ru

Дело в том, что казуары питаются фруктами, и с помощью своего помета распространяют семена растений на далекие расстояния. Кроме того, своими мощными ногами и острыми когтями казуары расчищают подлесок, что позволяет передвигаться по лесу другим лесным обитателям, разносящим семена растений. Без казуаров тропические леса просто погибнут, предупреждают ученые.

Причины, по которым популяция казуаров в Австралии постоянно сокращается, связаны, в первую очередь, с деятельностью человека — с автодорогами, проходящими через места обитания уникальных птиц, которых часто сбивают машины, с вырубкой лесов для нужд массового строительства и сельского хозяйства, из-за чего птицы лишаются естественных мест обитания, попадают в изолированные лесные анклавы, не могут находить себе пары и размножаться. Серьезную угрозу для казуаров, особенно молодых, представляют также встречи с домашними собаками и их хозяевами.

Опасные, но уязвимые: что убивает казуаров, которых зовут птицами-динозаврами?

Дорожный знак в Квинсленде, предупреждающий водителей о «лежачих полицейских» и казуарах.

Rafael Ben-Ari/Chameleons Eye via Legion Media

Опасные, но уязвимые: что убивает казуаров, которых зовут птицами-динозаврами?

Чья-то остроумная, но грустная шутка про казуаров на трассах.

Rafael Ben-Ari/Chameleons Eye via Legion Media

Как помогают казуарам

Австралийские власти предпринимают усилия, направленные на спасение казуаров — на дорогах устанавливают предупреждающие знаки, призывающие водителей снижать скорость и быть осторожнее в местах, где водятся казуары, создана специальная лечебница, где раненых птиц выхаживают, а затем выпускают в дикую природу. Однако с еще одной причиной сокращения численности казуаров справиться гораздо сложнее. Речь идет об изменениях климата, из-за которых меняются привычные условия жизни казуаров в тропических лесах, птицам становится сложнее находить себе пищу и выводить птенцов.

Почему кенгуру испытывают ненависть к домашним собакам австралийцев, Vokrugsveta.ru рассказывал здесь.