Мраморную статую атлета откопали в 1781 году на вилле Паломбара на Эсквилинском холме в Риме. Владение влиятельной итальянской семьи Массимо располагалось на месте древнеримской виллы, которую, видимо, и украшала во II столетии нашей эры эта скульптура. Вскоре археолог Джованни Баттиста Висконти нашел в античных источниках описание знаменитой древнегреческой бронзовой статуи, копией которой и оказалась находка с Эсквилина. Это был «Дискобол», в переводе с греческого — «метатель диска», созданный в V веке до н. э. скульптором Мироном.
«Дискобол» Ланчелотти
Копия бронзовой статуи Мирона V века до н. э., датируемая серединой II века н. э.
Мрамор
Находится в Палаццо Массимо-алле-Терме в коллекции Национального музея Рима
Статуи Мирона изумляли всех реалистичностью исполнения. До наших дней дошли свыше 40 эпиграмм, воспевающих жизнеподобие статуи коровы, которую он изваял. «Кажется, он мог в меди запечатлеть души людей и животных», — писал о Мироне римлянин Петроний Арбитр в романе «Сатирикон». Неудивительно, что работы этого мастера были растиражированы в античном мире.
После 1781 года в разных местах обнаружили еще несколько римских копий «Дискобола» и их фрагментов. Однако первая находка, ставшая известной как «Дискобол» Ланчелотти по названию дворца, куда ее поставили владельцы, считается наиболее качественной и хорошо сохранившейся. На основе мраморных копий были сделаны реконструкции бронзового оригинала — созданной Мироном статуи, которая до наших дней не дошла.
И к ее реализму есть вопросы. Поза атлета довольно неестественная: из такого положения рук и ног бросать диск на дальность неудобно. Однако Мирон блестяще справился с задачей, куда более трудной, чем создание реалистичных, статичных, прямо стоящих фигур предыдущей эпохи — архаики.
Как пишет археолог Хара Тливери, «главная сложность заключается в том, что все конечности статуи сильно отклоняются от вертикального положения. Соответственно, успех зависит от способности скульптора придать композиции естественный баланс». По ее мнению, именно это имел в виду римский ритор I века Квинтилиан, когда называл «Дискобол» «новым и трудным» изображением.
Статуя Мирона не только вошла в учебники по истории искусства как шедевр Древнего мира, но и стала символом современных спортивных организаций и Олимпиад.
Адольф Гитлер в 1938 году не пожалел никаких денег, чтобы выкупить «Дискобол» Ланчелотти у владельцев и доставить в Германию. Спустя три года после окончания Второй мировой войны скульптура вернулась на «историческую родину», в Рим.
1. Поза. Скульптор точно «поймал» секундную паузу между двумя стремительными разнонаправленными движениями атлета: замахом и броском диска. Этот момент наивысшего напряжения делает статую выразительной и убедительной.
«Подлинное значение Мирона не в том, что он приближается к натуре в передаче быстрых, мгновенных движений, — писал советский историк искусства Борис Виппер, — а в том, что он открыл тайну пластической концентрации движения».
2. Ракурс. Статуя предназначена для просмотра с одной точки — спереди, откуда видны все движения атлета; в других ракурсах «Дискобол» совсем не так эффектен. Его создатель не использовал все возможности круглой скульптуры, но, по мнению Хары Тливери, «это был, скорее, выбор самого художника, связанный с ритмическим рисунком композиции и театральностью подачи».
3. Голова. «Дискобол» Ланчелотти — единственная полноразмерная копия, сохранившаяся вместе с головой. Поворот соответствует тому, как описывает статую греческий автор II века н.э. Лукиан:
«Не говоришь ли ты о метателе диска, который склонился в движении метания, повернул голову, смотря на свою руку, держащую диск, и слегка согнул одну ногу, как будто готовясь выпрямиться одновременно с броском?»
Другие копии отреставрированы неправильно и смотрят прямо перед собой.
4. Лицо. Оно несимметрично: левая половина более плоская и широкая, чем правая. Это тоже сделано намеренно: лицо статуи предназначено для созерцания в повороте, и легкая асимметрия добавляет динамики.
5. Мышцы. Скульптура во всех версиях выполнена с глубоким знанием анатомии, но некоторые мышцы, например, дельтовидная, показаны недостаточно детально или недостаточно сильно напряжены для такой позиции.
6. Диск. Метание диска — популярный в Древней Греции вид спорта, который входил в пятиборье античных Олимпийских игр. Существовал обычай воздвигать статуи победителям этих соревнований.
Однако есть версия, что «Дискобол» — это мифологический герой Гиацинт, который вместе с богом Аполлоном развлекался метанием диска и погиб, когда спортивный снаряд случайно попал ему в голову.
7. Ноги. Немецкий археолог начала XX века Йоханнес Зивекинг отмечал, что постановка ног и поворот головы, как у этой статуи, у реального спортсмена уменьшили бы силу броска.
Левая стопа у «Дискобола» Ланчелотти не сохранилась и была реставрирована по другим копиям, однако ученый предположил, что у бронзового оригинала она должна была опираться не на верхнюю, а на нижнюю сторону пальцев.
СКУЛЬПТОР
Мирон
Ок. 500-480 до н. э. — родился в Элевтерах, маленьком городе на границе между Аттикой и Беотией.
Был учеником аргосского ваятеля Агелада.
Ок. 450 до н. э. — создал статуи «Дискобол» и «Венера и Марсий», римские копии которых сохранились до наших дней. Работал, вероятно, преимущественно в Афинах, из материалов предпочитал бронзу. Его сын Ликий тоже стал скульптором.
Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 3, апрель-май 2022, частично обновлен в июне 2024