Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

От Айседоры Дункан до «холостячки» и «женщины-вамп»: как менялась мода в начале XX века

Взгляд на историю глазами гримера

24 апреля 2022Обсудить
От Айседоры Дункан до «холостячки» и «женщины-вамп»: как менялась мода в начале XX века
Кадр из фильма «Великий Гэтсби», 2013
Источник:
Allstar Picture Library / Alamy via Legion Media

Античная богиня или страстная бесстыдница?

Во втором десятилетии XX в. женщины разрываются между двумя модными направлениями.

От Айседоры Дункан до «холостячки» и «женщины-вамп»: как менялась мода в начале XX века
Мата Хари, 1910

С одной стороны, их влечет неоклассика и новая античная богиня Айседора Дункан, с другой — страстность и буйство красок Востока, бесстыдная пластика Иды Рубинштейн и Маты Хари.

Впрочем, оба направления сходились в том, что реабилитировали и раскрепощали тело: исчез корсет, наряды обнажили шею, и это заставило дам всерьез задуматься об уходе за телом.

В моду вошла аристократическая бледность, женщины стали придерживаться принципов умеренности и естественности: цвет губ — чуть ярче натурального, светлый тон лица, темные брови.

Губную помаду часто заменял обычный вазелин. Произошли изменения и в прическе: популярные до войны кокетливые локоны исчезли, в моду вошли гладко причесанные пряди.

В ХХ в. многие представительницы слабого пола начинают зарабатывать. Это случилось не вдруг — уже в конце XIX в. дамы, преимущественно незамужние, стали осваивать профессии телефонисток, конторских и торговых служащих, медсестер, учительниц младших классов, работниц общественного питания, розничной торговли.

Самым ярким мужским образом 1910‑х был Arrow Collar Man («белый воротничок»). Его автором был художник Джозеф Кристиан Лейендекер, в 1905 г. создавший серию рекламных иллюстраций для компании Arrow, которая производила рубашки с высоким съемным воротником.

Шикарный денди, смотревший со страниц всех модных журналов, вызывал восторг и желание ему подражать, а кроме того, органично смотрелся рядом с женщиной, одетой в туалеты от Поля Пуаре.

Поль Пуаре был первым модельером нового века и выдающимся реформатором женского костюма. Он сумел выразить в одежде признаки тогда лишь зарождавшегося образа новейшего времени и обозначил совершенно особое место кутюрье в современном мире. Он стал диктатором моды, определяющим не только фасон платья, но и стиль жизни.

Самые смелые представительницы слабого пола начинают делать короткие стрижки и появляются на пляже в облегающих купальниках без рукавов, с глубоким вырезом на спине.

От Айседоры Дункан до «холостячки» и «женщины-вамп»: как менялась мода в начале XX века
Штабс-капитан Нестеров в 1914 году
Источник:
Public Domain

В 1914 г. с началом Первой мировой войны мода словно замерла, утратив насыщенные цвета, роскошную отделку платьев и украшения. Война заставила женщин не играть роль товарища, а быть им.

Теперь короткая стрижка — не стиль, а необходимость, ведь на фронте и в госпиталях возможности ухаживать за длинными волосами не было.

Главным же героем война сделала человека в форме, во всех газетах публикуются портреты мужественных летчиков.

В середине 1910‑х гг. производство кинофильмов поставлено на поток. Влияние кинодив растет, и женщины начинают краситься все чаще и ярче.

В самых первых черно-белых фильмах актеры носили очень яркий, даже гротескный грим. Объяснялось это рядом причин.

Во-первых, только так грим было видно под светом софитов. Во-вторых, грим намеренно акцентировал мимику, поскольку чувства и переживания героев актерам приходилось выражать без помощи слов.

Косметический бизнес еще не стал массовым, поэтому средства для макияжа продавались преимущественно в театральных магазинах. На театральных подмостках и киноэкране и начинается новая страница в истории макияжа.

Как в немом кино

В 20‑е гг. XX в. немое кино достигло наивысшего расцвета и превратилось в самостоятельный род искусства, а 17 сентября 1922 г. в Берлине впервые в мире был показан звуковой фильм — экранизация пьесы «Поджигатель» голландского писателя Германа Гейерманса.

От Айседоры Дункан до «холостячки» и «женщины-вамп»: как менялась мода в начале XX века
Клара Боу, 1921 год
Источник:
Public Domain

Под влиянием кинематографа стала популярной тушь для глаз, которую еще в 1830‑х гг. изобрел Юджин Риммель. (К слову сказать, фирма Rimmel существует до сих пор, а само слово в португальском, румынском и турецком языках является синонимом слова «тушь».)

Изобретение Риммеля не пользовалось спросом вплоть до 1913 г., когда тушью заинтересовался химик Терри Уильямс. Уильямса стимулировал не коммерческий интерес, а семейный: его сестра Мейбл никак не могла выйти замуж.

Чтобы сделать глаза сестры красивее и ярче, химик изготовил тушь, смешав сажу с вазелином, которую спрессовал в плиточки и добавил к набору кисточку для нанесения.

Говорят, изобретение помогло, и Мейбл нашла жениха, а кроме того, на свет родилась фирма с ее именем — всем известная Maybelline.

В это же время в кинематографе начинает работать знаменитый Макс Фактор. Он вернул в обиход понятие «макияж» и идею цветовой гармонии: оттенки должны сочетаться не только между собой, но и с естественным цветом волос, кожи, глаз. Макс Фактор также совершенствует и популяризирует накладные ресницы.

От Айседоры Дункан до «холостячки» и «женщины-вамп»: как менялась мода в начале XX века
Макс Фактор показывает образец своей продукции голливудской звезде, 1918 год
Источник:
Pictorial Press / Alamy via Legion Media

Специально для актрисы Клары Боу Макс Фактор разработал особый макияж губ — так называемый «лук купидона»: изогнутая линия верхней губы создает форму сердечка, накрашенного бордовой помадой.

В 1922 г. во Франции был опубликован скандальный роман Виктора Маргерита «Холостячка» (La Garçonne), который сделал очень популярным образ главной героини — угловатой эмансипированной барышни. В этот же период короткая стрижка, которая была необходимостью военного времени, стала однозначной данью моде.

От Айседоры Дункан до «холостячки» и «женщины-вамп»: как менялась мода в начале XX века
Пола Негри, 1923
Источник:
Public Domain

В моде унисекс: стрижки «гарсон» или «бубикопф» делают женщин похожими на подростков, а идеальной считается фигура без признаков пола. Кроме того, на короткие волосы пере носится укладка щипцами «марсельская волна», которая становится любимой прической кинозвезд Голливуда.

Короткие женские стрижки были популярны и в Советской России: здесь они считались символом революции и независимости трудящейся женщины.

Мода на такую укладку периодически возвращалась. Последний пик популярности «ревущих двадцатых» пришелся на 2013 г., когда на экраны вышел фильм «Великий Гэтсби», снятый по одноименному роману Фрэнсиса Скотта Фицджеральда. Но об этом несколько позже…

Благодаря новой косметике женщинам удается сохранить свежесть образа на весь день: химическая помада долго держится на губах, а компактная пудра защищает от морского ветра и дорожной пыли.

В 1920‑е гг. яркий макияж экранных героинь вошел и в повседневную жизнь кинопоклонниц: томных изнеженных дам сменили дерзкие и активные девушки с плоской фигурой и мальчишескими прическами, однако из-за обилия косметики спутать их с юношами невозможно.

От Айседоры Дункан до «холостячки» и «женщины-вамп»: как менялась мода в начале XX века
Констанс Толмедж, 1926 год
Источник:
A.F. Archive / Alamy via Legion Media

Лица 1920‑х гг. кажутся сегодня удивленно-обиженными: дымчатая тушь обволакивает трогательно грустные глаза, придавая им круглую замкнутую форму; внутренние уголки глаз сильно затемнены, а внешние печально приопущены.

Брови выщипаны или сбриты, а на их месте нарисованы четкие черные нисходящие линии (рисовать их стремились подальше друг от друга). Акцент делается также и на губы, отныне помада навсегда поселяется в женской косметичке.

Правда, в отличие от огромных глаз, ротик рисуется маленький и четко очерченный. Самый популярный цвет губ — темно-вишневый с матовым оттенком, лицо при этом бледное и тоже матовое. Румяна редко используются, а если наносятся, то в виде круглых пятен нежных оттенков.

Другим популярным образом в моде 1920‑х гг. была «женщина-вамп» — впервые со времен романтизма стали популярны слегка пугающие, но притягательные брюнетки. На моду повлияли раскопки гробницы Тутанхамона и повальное увлечение Египтом.

Дамы, прежде скрывавшиеся от солнца под зонтиками и шляпками, теперь активно пользуются кремом для загара и «смуглой» пудрой. Приметой 1920‑х гг. становятся и геометрические женские стрижки, напоминающие египетские парики.

Самая модная в этот период стрижка — каре, а глаза женщин всех возрастов приобретают миндалевидный разрез а-ля Клеопатра. Египтомания была так сильна, что некоторые женщины осмеливались надевать цветные парики, словно заимствованные из реквизита «Русских сезонов» Дягилева.

Во втором десятилетии XX в. началась эпоха массового культа кинозвезд, когда кумирами были Макс Линдер, Дуглас Фэрбенкс, Мэри Пикфорд, Норма Ширер… Звезды стали излюбленной темой для обсуждения в прессе.

После Первой мировой в обиход вошел термин «потерянное поколение», появившийся благодаря Хемингуэю, Ремарку, Фицджеральду. Главный герой их романов — разочарованный мачо, утративший идеалы своей юности и нацеленный на саморазрушение.

«Потерянные» мужчины непрерывно пьют виски и курят сигары, попутно пленяя дамские сердца. При этом трагический имидж не исключал тщательного ухода за собой: стрелки на белых фланелевых брюках безупречно отутюжены, а пробор шикарно держится благодаря бриолину.

Другой популярный типаж мужчины 1920‑х — живущий в свое удовольствие аристократ-спортсмен, который модно одевается, играет в гольф и ходит на скачки. Безусловной иконой стиля этого рода был принц Уэльский (будущий король Великобритании Эдуард VIII), позднее во имя любви отказавшийся от престола.

От Айседоры Дункан до «холостячки» и «женщины-вамп»: как менялась мода в начале XX века
Леди Тельма Фернес и принц Уэльский Эдуард, 1932
Источник:
Public Domain

На экраны в этот период выходит экзотический типаж — жгучий и страстный брюнет, латинский любовник.

От Айседоры Дункан до «холостячки» и «женщины-вамп»: как менялась мода в начале XX века
Рудольф Валентино
Источник:
Public Domain

Самым ярким олицетворением этого образа был несравненный итальянец Рудольф Валентино, покоривший публику в фильме «Шейх».

После его смерти роли горячих любовников унаследовал мексиканец Рамон Новарро. Благодаря этим актерам в моду вошел загар.

Гении комедии Чарли Чаплин и Бастер Киттон создали экранный образ маленького человека, ставший антитезисом образу супермена.

Герой Чаплина носил усы щеточкой, которые были популярны вплоть до середины века. Носили такие усы военные, политики и рядовые граждане — в основном из-за того, что они не требовали особого ухода.

Однако популярность усов щеточкой сошла на нет после Второй мировой войны, когда такие усы стали ассоциироваться с Адольфом Гитлером.

В 1927 г. произошло самое важное для модниц всего мира событие: Макс Фактор начал массовое производство компактных косметичек. Теперь любая женщина могла с их помощью нанести на свое лицо такой же макияж, как ее любимая кинозвезда. А в 1928 г. знаменитый визажист представил косметическую линию, разработанную специально для черно-белого кино.

Отрывок из книги Натэллы Ивлевой «Эволюция образа глазами гримера. Краткий экскурс в историю макияжа и прически». М.: Издательство Альпина PRO, 2022

От Айседоры Дункан до «холостячки» и «женщины-вамп»: как менялась мода в начале XX века

Читайте книгу целиком

«Эволюция образа глазами гримера. Краткий экскурс в историю макияжа и прически»

Стандарты красоты постоянно изменяются: социальный климат, культура, развитие науки и техники и даже политика влияют на каноны привлекательности со времен Древнего Египта до наших дней. Каждая эпоха требовала от мужчин и женщин соответствия образу.
Автор книги, кинохудожник и специалист по гриму Натэлла Ивлева, собрала по крупицам сведения о том, как менялись тенденции в области макияжа и прически, на примере образов Клеопатры, Екатерины Медичи, Мадонны и Жаклин Кеннеди и систематизировала эти и другие узнаваемые типажи из литературы, изобразительного искусства и кино.

РЕКЛАМА
Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения