Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

От античности до минимализма и эко: 12 главных стилей в архитектуре

Разобравшись в архитектурных стилях, можно с уверенностью определить, в какую эпоху построено здание и «что хотел сказать» автор

Обсудить

Среду обитания человека, и в первую очередь города, невозможно представить без разнообразных сооружений, выполненных в том или ином стиле. На протяжении веков подходы к проектированию зданий существенно менялись в зависимости от технических, культурных и многих других факторов, определявших жизнь людей в разные эпохи. Архитектурный стиль представляет из себя набор характеристик и особенностей здания, которое относится к конкретному историческому периоду. По одному взгляду мы можем предположить, как долго стоят, например, Афинский Акрополь, собор Святого Петра или Версаль. 

В этой статье собрали самые примечательные признаки и примеры архитектурных стилей и направлений, чтобы можно было легко отличить классицизм от барокко, модерн от арт-деко и минимализм от хай-тека. 

От античности до минимализма и эко: 12 главных стилей в архитектуре
Источник:
Legion Media

Античный стиль

Искусство зодчества начало складываться еще за тысячу лет до нашей эры на территории Древней Греции и ее колоний на Средиземноморье. Позднее, к началу I тысячелетия до н.э, характерный стиль оформился уже и в Риме. Но после падения Западной Римской империи античная культурная, а с ней и архитектурная, традиция постепенно угасал на большей части территории Европы и получила продолжение лишь в Византии.  

От античности до минимализма и эко: 12 главных стилей в архитектуре
Парфенон, Афины
Источник:
Wirestock via Legion Media

Для древнегреческой архитектуры характерны одноярусные храмы, чаще всего в форме периптера — прямоугольного в плане здания с колоннами по периметру. Среди других типичных сооружений греческой Античности —  театры под открытым небом, торжественные въезды — пропилеи, крытые галереи — стои, стадионы и палестры — гимнастические площадки, мавзолеи.

Главная особенность древнегреческих зданий — горизонтальное (так называемое архитравное) перекрытие: греки практически не строили арок. Зато они считаются изобретателями архитектурного ордера — определенного порядка строительных элементов, в основе которого пропорция и гармония несущих и несомых частей. Таких ордеров было три: дорический, ионический и коринфский. 

Римская архитектура, сформировавшаяся после того, как Рим подчинил Элладу, испытала влияние греческого зодчества, но приобрела и самостоятельные черты. Здесь стали начали широко использовать арку, свод и купол. Применение аркад с опорой на пилоны или колонны позволяло строить большие многоэтажные сооружения, такие как цирки и амфитеатры. Храмы и особенно мавзолеи могли иметь форму ротонды — круглые в плане, окруженные колоннами и увенчанные куполом. Другие характерные типы строений — триумфальные арки, мосты и акведуки, базилики (прямоугольные в плане и закругленные с одной стороны общественные здания), виллы, термы.   

От античности до минимализма и эко: 12 главных стилей в архитектуре
Амфитеатр в Ниме, Франция
Источник:
Wikimedia Commons

Главные черты античного стиля

  • Пропорциональность и симметрия, создающие ощущение гармонии 

  • Использование архитектурных ордеров, имеющих трехчастную структуру: стереобат (основание), несущие элементы (колонны, пилястры), антаблемент (горизонтальное перекрытие)  

  • Колоннады

  • Использование статуй (кариатид) в качестве опор

  • Аркады, цилиндрические перекрытия и купол (Рим) 

  • Использование бетона (Рим), благодаря которому многие сооружения оказались настолько прочными, что сохранились до наших дней

  • Использование мрамора, мраморной облицовки 

  • Использование кирпича (Рим)

  • Римские сооружения отличаются орнаментальностью, богатством убранства: фрески, мозаики, скульптура, лепной декор

Романский стиль

Романский стиль оформился в средневековье (X–XIII века н.э). К этому периоду в Европе действовало множество феодальных образований, и была необходимость в фортификационных сооружениях: даже монастыри, которые стали тогда появляться, превращались в крепости. Это распространившееся по всей Европе направление в архитектуре содержит в себе очень многое из наследия Рима, — однако измененное в соответствии с новым предназначением. Здания выглядят прочными, способными выдержать осаду и одним видом лишают противника уверенности в успехе штурма.

Второй тип зданий, которые во множестве строились в романском стиле — христианские церкви и соборы. Римская базилика, которая раньше была местом общественных собраний, стала храмом с разными по высоте нефами и закруглением в одном конце — апсидой. Строили просто — здания словно составлены из простых объемных фигур (кубов, цилиндров), толстые стены, узкие как бойницы окна, массивные башни. Купола использовали редко, интерьеры практически не дополняли декором. Но по мере развития зодческого искусства формы становились сложнее, появлялись рельефные украшения.

От античности до минимализма и эко: 12 главных стилей в архитектуре
Лаахское аббатство, Германия
Источник:
Wirestock via Legion Media

Главные черты романского стиля

  • Прочные материалы: камень, мрамор

  • Толстые стены

  • Массивные башни

  • Прямые или крестовые своды

  • Небольшие окна, темные интерьеры

  • Полукруглые арки

  • Скупой декор стен: аркатуры — ряды декоративных углублений-арок, фризы

  • Появление перспективных порталов — входов в храм, оформленных чередой арок, «вложенных» одна в другую

  • Монументальные рельефы

Готический стиль

Этот стиль, пришедший на смену романскому, возник на севере Франции в XII веке. Благодаря французскому влиянию на Англию он распространился на Британские острова, также строить в готическом стиле стали в немецких, богемских, испанских и австрийских землях. Продержалась готика дольше своего предшественника — до конца XVI века.

От античности до минимализма и эко: 12 главных стилей в архитектуре
Кентерберийский собор, Великобритания
Источник:
Wikimedia Commons

Готическая архитектура устремилась вверх: ее невозможно представить без стрельчатых арок, многометровых колонн, тонких шпилей. Благодаря использованию каркасной системы для облегчения стен и перекрытий стало возможно возводить очень высокие здания — преимущественно храмы. Также в этом стиле строили светские здания: замки и резиденции, ратуши или дома гильдий, университеты, даже частные дома. Последний период в истории этого стиля — высокая, или пламенеющая, готика — характеризуется большим количеством прихотливого декора.  

Главные черты готического стиля

  • Каркасная система с использованием контрфорсов (отдельно стоящих опор) и аркбутанов (полуарок, связывающих с контрфорсами основную стену)

  • Крестовый свод с нервюрами (ребрами), по которым нагрузка передается на опоры

  • Остроконечные шпили — пиннакли

  • Большие стрельчатые окна

  • Роза — большое круглое окно на фасаде с фигурным переплетом

  • Витражи

  • Перспективные порталы

  • Фасад, изобильно украшенный мелкими резными деталями

  • Скульптура (персонажи Священного писания, во Франции также горгульи)

Барокко

Архитектура в этом стиле, зародившаяся в Италии в середине XVI века, развивалась на основе итогов Ренессанса — в тот период вернулись основы античной архитектуры: симметрия, пропорции, ордерная система. Барокко пошло по пути усложнения. Зодчие (все начал Микеланджело) строили с размахом, применяя различные объемные элементы, такие как купола, колоннады или парадные лестницы, а также обильный рельефный декор. Все это придавало сооружениям импозантный облик. Конструкция фасадов стала сложной и прихотливой, а благодаря соседству множества деталей, использованию изогнутых линий, пересечению различных геометрических форм появилось ощущение динамики.  

От античности до минимализма и эко: 12 главных стилей в архитектуре
Фонтан Треви, Рим, Италия
Источник:
Legion Media

Барокко подчеркивало величие в достатке и красоте. Помимо церквей и монастырей, в этом стиле во множестве строили и окруженные парками дворцы, и городские общественные здания. Наибольшую популярность этот стиль получил в Италии, в Риме (все началось с Микеланджело), в богатой колониальной Испании, во Франции и Германии. В России переходным звеном от старой русской архитектуры к зодчеству европейского типа явилось московское барокко.

Пышность декора барокко выражается в большом количестве скульптур, лепнины, таких элементов, как вазы, раковины, картуши (обрамленные завитками щиты), маскароны (изображения подобных маске ликов), рельефы людей или купидонов, цветов и плодов. Интерьеры нередко украшали прихотливыми росписями, что создавало обстановку пышности и торжественности во многих европейских дворцах. 

Главные черты стиля барокко

  • Криволинейные формы (арки, купола, волюты) 

  • Монументальные и величественные фасады 

  • Сочетание выпуклых и вогнутых поверхностей 

  • Контрасты света и тени

  • Разомкнутые фронтоны и карнизы — в промежутке помещается декоративный элемент  

  • Изобилие скульптур и рельефного декора 

  • Росписи на аллегорические темы, зрительные «обманки» — тромплей

  • Роскошь интерьеров, позолота

Классицизм

Архитектура классицизма — это возрождение античных традиций. Здания этого стиля напоминают греческие и римские использованием ордеров, колоннадами, четкими пропорциями. Их облик сравнительно скуп на украшения по сравнению со зданиями в стиле барокко, но такой лаконизм создает впечатление незыблемости и ничуть не меньшего величия.

Развитию этого стиля предшествовал период так называемого раннего классицизма, зародившийся еще во время эпохи Возрождения в Италии — тогда в Венеции творил архитектор Антонио Палладио, и его идеи пригодились столетия спустя. В XVII веке строгие здания в духе античности стали строить в Англии, а после — повсеместно в Европе. 

Основным периодом популярности классицизма была эпоха правления Людовика XIV (во Франции), а затем и XVIII век — время укрепления абсолютизма во многих европейских державах. Так отразилось стремление государств подражать величию Римской империи. С другой стороны, именно этот стиль отвечал духу наступившего века Просвещения: он был основан на четких правилах, логичен, рационален — само латинское слово classicus в переводе означает «образцовый». Он прекрасно подходил для строительства и храмов, и дворцов — загородных и городских.

От античности до минимализма и эко: 12 главных стилей в архитектуре
Здание Императорской Академии художеств, Жан-Батист-Мишель Валлен-Деламот, Александр Филиппович Кокоринов, Жак-Франсуа Блондель, Санкт-Петербург, 1764–1788

Классицизм быстро распространился по всей Европе и даже в американских колониях, обретая в каждой стране свои особенные черты. Однако на первом месте неизменно оставалось правило следования строгим канонам. Именно классицизм послужил для того, чтобы придать рациональную структуру старинным русским городам и унифицировать их облик во времена правления Екатерины II.

Главные черты классицизма

  • Подражание античному стилю: часто фасад напоминает греческий храм с портиком — выступающей частью с колоннами и треугольным фронтоном

  • Симметричность, равномерность членения фасада

  • Колоннады, купола

  • Использование пилястров — выступающих из стены вертикальных плоских элементов

  • Использование при строительстве гранита, мрамора и других прочных материалов

  • Высокие окна, часто полукруглые

  • Сдержанность в украшении — декоративным целям служат немногочисленные выразительные архитектурные элементы, например, воспринятое от итальянского Ренессанса окно сложной формы «серлиана»

Рококо

Стиль рококо часто путают с его предшественником барокко из-за названия и присущей ему пышности. Однако он не был столь монументален — напротив, рококо изящен и легкомыслен. Кроме своей родины — Франции (время его господства связывают с эпохой правления Людовика XV), своих поклонников он нашел преимущественно в германских странах. Этот стиль был присущ королевским дворам и аристократии. 

Рококо нераздельно связан с модой на светлые пудреные парики и пастельные цвета. В основном этот стиль воплотился не в архитектуре, а в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве - он был призван создать изысканную и комфортную обстановку для безмятежного, полного удовольствий времяпрепровождения. 

Название стиля происходит от слова rocaille — раковина. Для оформления интерьеров использовали морские и природные мотивы, орнаменты, а также зеркала, которые создавали чувство расширенного пространства, компенсируя часто небольшие размеры зданий. Изобилие деталей причудливых форм создавало атмосферу аристократического образа жизни, изнеженности и гедонизма. В стиле рококо строили в основном загородные резиденции, виллы и павильоны, он также встречается в церковном убранстве.

От античности до минимализма и эко: 12 главных стилей в архитектуре
Дворец Сан-Суси, Потсдам, Германия
Источник:
Legion Media

Главные черты рококо

  • Небольшие размеры зданий

  • Отсутствие строгой симметрии, изобилие изогнутых линий 

  • Лепные украшения в форме асимметричной морской раковины или волны

  • Активное использование позолоты

  • Многочисленность деталей орнамента

  • Пилястры 

  • Пастельные цвета

Ампир

Слово ампир происходит от французского слова «empire» (империя). Часто ампир рассматривают как завершающий этап классицизма. Нетрудно догадаться, что появился этот стиль именно во времена создания Французской империи Наполеоном Бонапартом. Как и классицизм, ампир перекликается с римским наследием, только он уже призван закрепить величие новой империи, становится более торжественным и напыщенным.

Отличительная черта ампира — использование древнеегипетских мотивов, ставших популярными после похода Наполеона в Египет, а также всевозможной военной атрибутики — щитов и кирас, мечей и копий, орлов, трофеев — в декоре. Стиль в первую очередь должен был отображать военную мощь и был распространен на подчиненных французским императором территориях, а также получил развитие и в России.

От античности до минимализма и эко: 12 главных стилей в архитектуре
Арка Каррузель. Париж, Франция
Источник:
Wikimedia Commons

Главные черты ампира

  • строгость и четкость пропорций, симметрия

  • ориентация на классическое наследие Рима

  • парадность

  • присутствие государственной и военной атрибутики

  • использование ярких красок, облицовки цветным камнем, позолоты

Модерн

На протяжении большей части XIX века в архитектуре царили эклектичные стили, в которых использовались все те же академические стандарты. В 1890-х годах молодые архитекторы решили отойти от наскучивших приемов — и выработать новый, современный язык искусства. 

В разных странах закрепились разные названия для нового стиля, в каждой на его формирование повлиял местный колорит: во Франции он получил название ар-нуво (“новое искусство”), в Италии - либерти или стиле флореале (цветочный стиль), в Германии - югендстиль (“молодой стиль”), в Австрии - сецессион (по названию венского выставочного объединения “Венский сецессион”), в Испании - каталонский модернизм. Он быстро прижился и в северных странах, где был обогащен национальными фольклорными мотивами, и в России, а также и в Новом свете. 

Главной целью стало проявление индивидуальности, поэтому для модерна характерна неординарность и эксперимент. Одним из главных вдохновителей облика зданий была природа, которую стремились отобразить в стилизованном виде, и общий идеал красоты. В то же время архитекторы использовали самые современные материалы, конструктивные и декоративные решения зодчим подсказывали металл, железобетон и стекло. 

+2

Плавные формы модерна, его броская красота, а также комфортабельность, соразмерность и близость человеку оказались подходящими для строительства частных резиденций, доходных домов, театров, универмагов, вокзалов и станций метро. Его приемы обогатили и изобразительное, и декоративно-прикладное искусство. Часто архитекторы, создавая жилой дом, отвечали и за все внутреннее наполнение зданий — вплоть до мебели, обоев, дверных ручек и ваз. Со временем модерн стал настолько популярен в обществе, что превратился в массовое явление.   

Главные черты модерна

  • Текучие, часто асимметричные формы

  • Использование в композиции различных объемов

  • Напоминающие стебли изогнутые, плавные линии («удар бича»)

  • Растительные (не не традиционные, к примеру, листья каштана), реже зооморфные мотивы в декоре

  • Украшение фасада мозаикой, плиткой или камнем

  • Металлические решетки

  • Окна полукруглые или обтекаемой сложной формы

  • Обилие стекла, витражи

Ар-деко

Историю стиля ар-деко принято отсчитывать от Международной выставки декоративно-прикладного искусства и современной промышленности в Париже 1925 года, зачатки же появились еще в начале столетия во Франции. В этом стиле не отказывались от рациональной классической структуры, но к ней добавились дорогие отделочные материалы и самые технологичные решения эпохи — архитекторы стремились использовать все завоевания прогресса. Этот стиль транслировал богатство и роскошь на современный лад.

От античности до минимализма и эко: 12 главных стилей в архитектуре
Здание Ригли, Graham, Anderson, Probst & White, Чикаго, США, 1923
Источник:
Legion Media

Именно в то время образовалось профессиональное сообщество декораторов, которые получили авторские права на свои творения — они трудились над проектами совместно с архитекторами и скульпторами. Большую популярность направление получило в США, особенно в активно развивающемся Нью-Йорке и Чикаго, где строились небоскребы. Кроме общественных зданий, ар-деко широко использовался и в строительстве частных домов, и, конечно, в оформлении интерьеров.

Главные черты стиля ар-деко

  • Монументальность,

  • Преобладание прямоугольных и треугольных форм (например, здания в форме пирамиды), симметрия, четкая геометричность

  • Ступенчатый силуэт, соседство по-разному оформленных плоскостей

  • Использование металла

  • Использование стеклянных блоков, стекла

  • Использование роскошных материалов (отделочный камень, слоновая кость, перламутр и т.п.) и новых материалов, таких как пластмасса, блеск зеркал и металлов в интерьере

  • Стилизованные орнаменты, в которых используются приемы древних культур (например, египетской), монументальная скульптура

  • Современные мотивы — автомобили, аэропланы и т.п. — в декоре

Архитектурный модернизм

Это большое течение связано с отказом от художественных стилей прошлого и приведением архитектуры в соответствие с требованиями современности. Новый подход к строительству диктовали и завоевания прогресса, и социальные изменения и связанные с ними реформаторские идеи. Его корни лежат еще во второй половине XIX века, однако лишь в следующем столетии стали появляться различные стили, лежавшие в русле модернизма.

Так, функционализм (в частности, открытая в начале 1920-х школа дизайна «Баухаус») поставил во главу угла функцию здания и полностью отказался от декора, создавая утилитарную и эргономичную среду обитания. В СССР в 20–30-е годы сформировался конструктивизм, сходный по принципам с функционализмом и используемый в основном для строительства масштабных общественных зданий — от заводов до домов-коммун. В послевоенном мире начиная с конца 1940-х получил развитие интернациональный стиль, отличавшийся прямыми лаконичными формами и подходивший для городских зданий самого разного назначения.

Вилла Ля Рош, Ле Корбюзье, Отёй (ныне XVI округ Парижа), 1923-1925

Здание школы Баухаус, Вальтер Гропиус, Дессау, Германия, 1927

Гараж «Интуриста», Константин Мельников и Валери Курочкин, Москва, 1932-1934

Дом над водопадом, Фрэнк Ллойд Райт, Пенсильвания, США, 1936-1939

Музей Соломона Гуггенхайма, Фрэнк Ллойд Райт, Нью-Йорк, США, 1957-1959

1 из 6

Вилла Ля Рош, Ле Корбюзье, Отёй (ныне XVI округ Парижа), 1923-1925

Источник:
viennaslide via Legion Media

Еще одна разновидность модернизма, названная впоследствии органической архитектурой и пришедшаяся на 20–50-е годы, противопоставляла себя функционализму. При этом ее теоретики руководствовались природной, «органической» целесообразностью форм и стремились максимально вписать здание в естественный ландшафт — отсюда открытые планировки, в которых внутреннее пространство неотделимо от внешнего, горизонтали, обилие естественных материалов. Не случайно в этом стиле строили в основном частные дома и виллы, но также и общественные здания.

Главные черты стилей модернизма

  • Простая геометрия: квадрат и круг (используемые в том числе для конструирования окон), обилие прямых линий или радиусные закругления

  • Асимметрия

  • Главенство горизонтали

  • Плоские крыши, отсутствие цоколя

  • Свободные планировки

  • Спокойная естественная палитра

  • Использование бетона, металла, стекла

  • Фасады без декора, лаконичные интерьеры, подчиненные функции

Современные стили в архитектуре: комментарий эксперта

В наше время, когда опыт человечества кажется уже довольно весомым, архитектурные стили все еще продолжают появляться и развиваться. Казалось, что совсем недавно отгремела слава модернизма, который полагался в первую очередь на инновации XX века, а сейчас уже начинается новая борьба за сердца архитекторов и домовладельцев. «Современная архитектура включает в себя различные стили, и наиболее распространенный из них — минимализм», — считает главный архитектор Design SDG Константин Пономарев. 

От античности до минимализма и эко: 12 главных стилей в архитектуре
Музей Сумида Хокусай, Кадзуо Сэдзима, Токио, 2016
Источник:
Wikimedia Commons

Особенности минимализма

  • простые формы

  • четкость линий

  • открытые планы

  • стремление к использованию естественного света

  • распространен в сфере коммерческого строительства

По словам эксперта, современные архитектурные стили (хай-тэк, минимализм) стремятся идти в ногу со временем, следуя различным тенденциям от дружелюбных для экологии материалов до домов, наполненных техническими новинками. Такой подход в свою очередь влияет на облик здания.

Константин Пономарев:

«С растущим осознанием экологических проблем и потребности в снижении негативного воздействия на окружающую среду, устойчивое строительство становится все более популярным. Это включает использование экологически чистых материалов, энергоэффективных систем, водо- и энергосберегающих технологий, а также интеграцию возобновляемых источников энергии. Современные здания оснащаются солнечными панелями для генерации электроэнергии, системами сбора и повторного использования дождевой воды, в них внедряется умное управление энергопотреблением, устраиваются зеленые крыши и вертикальные сады.

С развитием интернета вещей и автоматизации, умные дома становятся все более популярными. Технологии умного дома позволяют владельцам контролировать освещение, отопление, кондиционирование воздуха и другие системы с помощью мобильных устройств. Это повышает комфорт, безопасность и энергоэффективность жилых помещений».

От античности до минимализма и эко: 12 главных стилей в архитектуре
Жилой комплекс Bosco Verticale («Вертикальный лес»), Стефано Боэри, Джанандреа Баррека и Джованни Ла Варра, Милан, 2009-2014
Источник:
Legion Media

Особенности архитектуры устойчивого развития

  • Экологически чистые материалы

  • Солнечные батареи

  • Вертикальные сады, озелененные крыши и террасы

  • Создание искусственного микроклимата

  • Умные системы управления инженерными службами здания

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения