Учебники и учебные пособия появились еще в глубокой древности — вспомним, например, шумерские глиняные таблички, на которых излагалась информация об устройстве мира. Евгения Зюзя, преподаватель Национального социально-педагогического колледжа, проследила историю учебных пособий от древних времен до XX века.
Доктор экономических наук, преподаватель Национального социально-педагогического колледжа
Личный сайтПервые учебники — от Античности до Средних веков
По учебникам, написанным в Античности, обучались в Европе и в следующую историческую эпоху. Так, опубликованный в V веке учебник по латинскому языку грамматика Присциана Commentarium grammaticorum libri XVII успешно применяли в XII–XIII веках. А книгу по грамматике Доната (VI век) во Франции и Германии использовали через 10 веков.
Уставом Парижского Университета 1215 года предписывалось школам искусств изучать Присциана не менее двух лет.
И только в XIII веке учебник Присциана был заменен на учебник Александра де Вильдье «Обучение детей». Он состоял из 12 глав. В нем были представлены и детально рассматривались склонения, артикли, исключения из правил, степени сравнения, глаголы-исключения, четыре глагольные формы, переходные, непереходные и взаимные конструкции, долгие и краткие гласные, ударения, синтаксис и другие правила латинского языка.
Этот учебник в течение двух веков оставался общим пособием для изучения грамматики латинского языка, и только в XV веке его заменил учебник Иоанна Деспотера. С этого времени к изучению латинского языка приступали либо после, либо одновременно с изучением Псалтыри.
Учебники на основе букварей и энциклопедий
В 1658 году был издан учебник Яна Коменского «Мир чувственных вещей», который по своему содержанию и структуре был близок к современным изданиям. Учебник был написан в Шарош-Патаке в 1650–1654 годы. Он был посвящен философско-педагогическим идеям: познание, основанное на чувственном опыте в его органическом единстве с практикой и абстрактным мышлением, познание в процессе деятельности, познание, направленное на получение всестороннего образования.
Учебник издали с картинками, поэтому он был как букварь и маленький театр, его могли применять педагоги того времени для обучения маленьких детей. Ян Коменский и высказал идею использовать учебные пособия как инструмент для всеобщего образования.
В 1574 году при царе Иоанне Федоровиче выпустили азбуку, которая стала первым отечественным учебным пособием. В XVII веке Печатный двор издал 300 000 букварей и около 150 000 церковных книг для обучения детей. Тогда это был очень большой тираж. Книги были доступны для огромного числа населения и стоили всего 1 копейку.
В 1678 году появился учебник Симеона Полоцкого «Вертоград многоцветный». Его использовали для чтения с детьми не только в школах, но и в семье. Это первая книга, которая была представлена в виде стихотворной энциклопедии с произведениями о животных, растениях и планетах. Младшие школьники того времени могли легко усваивать информацию и учебный материал об окружающем мире.
В 1694 году отечественный просветитель Карион Истомин издал «Лицевой букварь». В нем азбука соединялась со стихами, содержащими энциклопедические знания. Букварь был предназначен для детей Петра I. Эти учебники были выполнены в виде художественных книг, расписанных разноцветными красками и золотом. Они представляли собой результаты поисков рационального пути обучения чтению с помощью книги. Информационная наполненность и красивые иллюстрации отличали эту книгу от ее предшественников.
В 1748 году выпустили «Краткое руководство к красноречию» М.В. Ломоносова. В учебнике излагались основы красноречия. Он содержал отрывки из сочинений ораторов и мыслителей и советы по проведению упражнений для учеников.
В конце XVIII века профессор Николай Курганов издал учебник «Российская универсальная грамматика, или Всеобщее письмословие». Этот учебник предлагал легчайший в то время способ обучения русскому языку. В основу легла книга Михаила Ломоносова «Российская грамматика». Курганов предлагал легкий способ хорошо изучить русский язык с «седмью присовокуплениями разных учебных и полезно-забавных вещей».
Это был своего рода справочник по классической мифологии, словарь иностранных слов, сборник анекдотов, примеров народной поэзии. А присовокуплениями стали собрание пословиц, сборники кратких «забавных повестей». Учебник был очень популярным — всего было выпущено 18 изданий этой книги. Курганов смог создать своего рода домашнюю энциклопедию, поскольку этот учебник стал книгой для народа.
Первые учебные комплекты
В середине XIX века можно заметить зачатки формирования учебных комплектов. Это были пособия, которые дополняли друг друга при освоении нескольких дисциплин. В 1847 году Михаил Чистяков создал «Курс теории словесности» и «Практическое руководство к постепенному упражнению в сочинении». Это был первый учебник по теории литературы.
Автор сделал попытку научить своего читателя четко и правильно излагать свою мысль. Он признавал анализ и синтез главными основаниями для развития и выражения мысли, поэтому в своем учебнике старался довести своих учеников до способности осмысленно и основательно отвечать на поставленные вопросы.
В 1844 году был издан первый капитальный научный труд по методике преподавания русской словесности «О преподавании отечественного языка». Автор — Федор Буслаев. В учебнике было два тома. Он актуален по сей день, для современного образования, так как в своем труде автор рассматривает разные методики преподавания, которые до сих пор являются дискуссионными и выступают предметом исследований для аспирантов и кандидатов наук.
От педагогических экспериментов — к унификации учебников
Большое значение придавали содержанию учебников в СССР. Время с 1917 по 1933 год можно назвать периодом педагогических экспериментов. Тогда издавали огромное количество учебников с разным содержанием и с разным уклоном.
В 1934 году Всесоюзной коммунистической партией (большевиков) и Советом Народных Комиссаров СССР было принято постановление, которое унифицировало учебники и учебные пособия. В результате все многообразие свели к единому образцу по каждой дисциплине.
Учебники издавали Министерство Просвещения и Академия педагогических наук. В РСФСР в то время было единственное издательство, которому разрешили выпускать учебную литературу — «Учпедгиз». Его потом переименовали в «Просвещение». Учебники издавали на срок 4-5 лет, предполагая, что за этот период издание износится. Учебные пособия для вузов должны были служить еще дольше.
В СССР выпускали учебники и учебные пособия, адаптированные для лиц с нарушениями здоровья. Первые попытки специального обучения детей с нарушениями интеллекта начались в XIX веке в СССР и дошли до нашей страны (учебники для обучения детей с олигофренией). А когда в 30-х годах в некоторых школах Ленинграда и Москвы появились первые классы охраны зрения для слабовидящих детей, были сделаны попытки адаптации учебников для детей с нарушением зрения.