В 1945 году актриса и радиоведущая по имени Мария Эва Дуарте стала женой будущего президента Аргентины Хуана Перона и вскоре обрела миллионы поклонников. Как и положено роковой латиноамериканской красавице, Эва Перон, которую все знали под именем Эвита, прожила яркую, но короткую жизнь, а обрести покой после смерти она смогла далеко не сразу.
Тернистый путь к вершинам
Будущая первая леди Аргентины родилась в мае 1919 года в городке Хунин. Она была младшей из внебрачных детей фермера Хуана Дуарте и его служанки Хуаны Ибаргурен. Вскоре после рождения Марии ее отец вернулся к законной жене, а Хуане с детьми пришлось перебраться в бедную деревню Лос-Тольдос, однако через некоторое время им удалось вернуться в Хунин.
Мария Эва с детства демонстрировала актерский талант. Она мечтала перебраться в большой город и стать знаменитой. «Очень рано я покинула свой дом и с тех пор всегда жила свободно. Я хотела быть самой по себе, и я была сама по себе», — писала впоследствии Эва Перон в своей автобиографии.
В Буэнос-Айресе целеустремленная девушка оказалась, когда ей исполнилось всего 15 лет. В столице Аргентины ей удалось исполнить свою мечту — сперва она сыграла несколько ролей в театре и кино, а затем стала радиоведущей, голос которой полюбился многим аргентинцам.
В январе 1944 года актриса побывала на благотворительном вечере в пользу жертв разрушительного землетрясения в Сан Хуане, где и познакомилась с полковником Хуаном Пероном, занимавшим в то время пост главы Секретариата труда. Между Пероном и Эвой завязались отношения, хотя выбор Перона многие не одобряли — в католической Аргентине профессия актрисы ассоциировалась с низкими нравами, недостойными порядочных женщин.
Осенью 1945 года, опасаясь роста популярности Перона среди рабочих, военные поместили его под арест, однако тысячи протестующих не без содействия Эвы вышли на улицы и потребовали свободы для политика. 17 октября Хуан Перон был освобожден из-под стражи, что стало началом его предвыборной кампании. На следующий день он женился на Эве, а через два месяца пара обвенчалась в старинной церкви Ла-Платы в присутствии сотен гостей и репортеров. Будучи радиоведущей, Эва активно агитировала бедные слои населения голосовать за мужа. В том числе с ее помощью Хуан Перон выиграл выборы 1946 года.
Так Эвита получила роль первой леди Аргентины — главную в своей жизни. Справляться с обязанностями ей поначалу было нелегко, даже несмотря на привычку к публичности. Один из присутствовавших на инаугурации Перона вспоминал, как от волнения Эвита чуть не потеряла сознание, а толпа незнакомых людей внушала ей неподдельный страх.
Покорение Аргентины
Вскоре Эва Перон стала народной любимицей и уже смело смотрела в глаза своим согражданам, а они ловили каждое ее движение. Портреты первой леди Аргентины красовались повсюду — от календарей до детских книг.
Хуан Перон поощрял участие супруги в политике и охотно выступал вместе с Эвитой. В 1947 году в турне по Европе «аргентинская Мадонна» и вовсе поехала вместо мужа, встретившись с лидерами Франции, Италии, Ватикана и Португалии. С подачи Эвиты в том же году Хуан Перон подписал закон о наделении женщин Аргентины избирательным правом и символически передал документ супруге. Лидером первой женской партии в стране, разумеется, тоже стала «товарищ Эвита».
В 1948 году Эва основала благотворительный фонд, занимавшийся помощью малоимущим и социальными проектами. Супруга президента принимала посетителей, выслушивая их просьбы, посещала фабрики и больницы, руководила программами по борьбе с малярией, туберкулезом и проказой.
Многие аргентинцы были поражены тем, как «изнеженная актриса» не боится обнимать больных и касаться ран бедняков. Самые впечатлительные начали называть Эву Перон святой и сравнивать с Мадонной. Способствовал развитию этого культа и тот факт, что Эвита стала крестной матерью тысяч аргентинских детей из бедных семей.
В 1951 году, накануне новых выборов, часть однопартийцев Перона предложила выдвинуть Эвиту на пост вице-президента Аргентины, однако он не решился на этот шаг, опасаясь протеста консервативно настроенных военных. Вместо этого первая леди стала «духовным лидером нации». В это время она уже около года боролась с раком шейки матки и принимала сильные обезболивающие, чтобы иметь возможность присутствовать на всех предвыборных мероприятиях.
26 июля 1952 года, вскоре после переизбрания ее мужа на президентский пост, Эва Перон скончалась. Смерть 33-летней первой леди стала шоком для многих аргентинцев. Гроб с ее телом на две недели выставили на всеобщее обозрение. Ежедневно проститься с ней приходили десятки тысяч человек, многие стояли в очереди часами, теряя сознание от нервного напряжения и отсутствия сна. Самые фанатичные поклонники Эвы Перон пытались свести счеты с жизнью возле ее гроба, а несколько аргентинцев погибли в образовавшейся на улицах давке.
Овдовевший президент весьма цинично воспользовался трагедией для поднятия собственного рейтинга. Он предложил людям писать Эвите письма, которые затем сжигали на алтаре у президентского дворца. Порой Эва даже «отвечала» несчастным (письма составляли чиновники Перона) — на конвертах красовалась аккуратная надпись: «Я целую тебя с неба». Обезумевшие от ухода «аргентинской Мадонны» в мир иной, люди ударились в мистицизм — из разных уголков страны постоянно приходили сообщения о том, что Эва Перон «воскресла» и была замечена среди народа.
Сберечь Эвиту
Хуан Перон распорядился поместить забальзамированное тело Эвиты в специальный пантеон. На время строительства помпезного здания о сохранении останков первой леди должен был заботиться испанский анатом Педро Ара, который выполнил возложенную на него миссию. Однако грандиозные планы Перона потерпели крах: в 1955 году в Аргентине случился военный переворот, и свергнутый президент бежал из страны. Противники перонистов припомнили бывшему лидеру и его спутнице всё: они жгли портреты Эвиты и крушили ее статуи.
Имя Эвы Перон оказалось вне закона, а тело так и осталось лежать в здании Всеобщей конфедерации труда в Буэнос-Айресе. Подполковнику Карлосу де Мури Кенигу поручили организовать тайное погребение Эвиты, однако он ослушался приказа. Его помощники погрузили тело в обычный ящик и попытались спрятать. Так останки первой леди оказались на чердаке дома майора Эдуардо Арандиа, который даже не предупредил об этом близких. Беспечность дорого обошлась военному: однажды ночью, услышав подозрительный звук, он решил, что Эву хотят украсть перонисты, и выстрелил в темноту. Источником шума оказалась беременная жена майора — она скончалась на месте.
После трагического происшествия полковник Кениг забрал тело Эвиты и спрятал его в шкафу в своем кабинете. Однако слухи о посмертных приключениях Эвы Перон дошли до нового президента Педро Арамбуру, который в 1957 году решил вывезти тело бывшей первой леди из Аргентины и передать его Италии при посредничестве папы римского. Эта секретная операция получила название «Трансфер».
Гроб с телом Эвы Перон доставили в Геную, а затем — в Милан, на кладбище Маджоре. О том, кто находится внутри, знал лишь узкий круг посвященных людей. Остальные полагали, что из Буэнос-Айреса привезли тело скончавшейся в Аргентине итальянской вдовы Марии Магги де Магистрис. Пришлось соорудить даже фальшивое надгробие — под ним тело Эвиты пролежало до 1970 года, когда власть в Аргентине вновь сменилась насильственным путем.
С перонистами заключили «мирное соглашение» и договорились передать тело Эвиты ее мужу. В 1971 году гроб привезли к дому Хуана Перона в пригороде Мадрида. Через два года Перон вернулся на родину и снова стал президентом Аргентины (должность вице-президента, которую в свое время не заняла Эвита, досталась его новой жене Исабель). Тело Эвы Перон доставили в Буэнос-Айрес только в 1974-м, уже после смерти Хуана Перона. Некоторое время их останки хранились рядом в президентской усыпальнице.
Ставшая президентом Исабель Перон намеревалась построить для Эвиты и Хуана монументальный мавзолей, но в Аргентине случился очередной переворот, в результате которого к власти пришла военная хунта. Новое правительство передало тело Эвы Перон ее родне, после чего останки первой леди поместили в фамильный склеп на кладбище Реколета в Буэнос-Айресе, где были похоронены мать и брат «аргентинской Мадонны».
Главной звездой Аргентины Эва Перон осталась и после того, как утихли страсти по ее погребению. Образ первой леди в разное время воплотили в мюзиклах и фильмах Фэй Данауэй, Мадонна (она исполнила ту самую песню Don’t cry for me Argentina), Наталия Орейро. В современной истории Аргентины Эвите, как символу страны, тоже нашлось место — ее изображение можно увидеть на памятной банкноте 2012 года номиналом 100 песо.