От темы «на чем посидеть» перейду к теме «где посидеть». Очевидно, что недостаточно просто поставить кресло — нужно создать вокруг него ограниченное пространство, окруженное «зелеными стенами», скалами, заборами или заборчиками. Определенно, это — только дизайнерская задача, далекая от экологии, и она стоит перед вами при создании сада в любом стиле.
В природном саду ее довольно легко решить без лишних затрат, потому что в нем предполагается наличие множества растений разной высоты, за которыми легко спрячется уютное местечко для уединения.
Самый простой «детский» вариант, который создается за один день, — это типи из ивовых (бамбуковых) прутьев и вьющейся фасоли. Немного сложнее сделать типи, тоннели или даже лабиринты из живой ивы. Они долговечнее, не на один сезон, но и усилий по содержанию требуют гораздо больше. К тому же это все-таки больше подходит маленьким детям.
У взрослых выбор по созданию зон уединения просто огромен! Но требует вложений времени и средств: на беседки, перголы, террасы, ширмы, живые изгороди и т. д. Хотя, на мой взгляд, больше всего для природного сада подойдет зонирование пространства с помощью деревьев и кустарников, среди которых можно организовать не «зеленые комнаты» (очень старый, уже набивший «оскомину» прием ландшафтного дизайна из XVIII–XIX веков), а непрерывное зеленое пространство, плавно «растекающееся» по всему участку, как разлитая краска на полу.
Такой прием позволит расширить визуально ваш сад. Он будет казаться больше за счет того, что вы не сможете полностью окидывать его взглядом и сразу понимать его объем, а за счет смены сезонов вы и ваши гости будете видеть все время что-то новое, что не даст вам запомнить эти «картинки», а значит, сохранит чувство новизны, чувство движения в будущее.
Как в биологии решается проблема с маленьким пространством? Самым простым примером для читателей, я думаю, будет мозг человека. Вы все представляете его приблизительный размер. А знаете ли вы, что если мозг «разгладить», то он займет поверхность в 22 м2?! То есть в живых организмах площадь поверхности всегда увеличивается не за счет увеличения размера поверхности, а за счет ее искривления, смятия, добавления глубоких борозд, извилин и т. д.
Используя это биологическое правило, в саду можно без проблем создать множество укромных мест, где взрослый человек будет отдыхать от суеты будней.
Кстати, не делайте эти места видовыми точками! Такой прием широко используется при создании пейзажных парков, но он противоречит нашей цели. Если сделать беседку на утесе как в саду Монрепо, то все взгляды посетителей сада, наоборот, будут прикованы к этой беседке, потому что она является видовой точкой. А если такую же беседку поставить в глубине сада за ширмой из кустарников под кронами высоких деревьев, то она, конечно, спрячется сама и спрячет своего любителя природы.
Заходя в мой маленький сад, вы не увидите «все и сразу», потому что сразу напротив входа растет высокий куст сортовой бузины черной с тонкими ажурными листьями, яблоня, куст магонии, древовидной гортензии и других многолетников, которые закрывают обзор участка.
Дорожка от калитки не ведет прямо к домику, а выводит по диагонали от калитки на округлую лужайку, где уже становится понятнее размер сада, виден садовый домик и терраса. Становится понятно, куда нужно двигаться дальше, где можно присесть и отдохнуть — к домику. Значит, домик не является видовой точкой для меня, но является таковой для прохожих, которые заглядывают через забор. И на террасе домика я могу почувствовать уединение только летом, когда на кустарниках вдоль забора есть листья. Видовые точки в саду — это очень важный момент, который нужно учитывать при проектировании сада!
Выбор цвета
Очевидно, что важное значение в любом дизайне имеет цвет. С другой стороны, в природном саду цвет, как и форма дорожек, не играет никакого значения для флоры и фауны будущей экосистемы. Насекомым все равно, какого цвета будут ваши дома, растения и садовые скульптуры. Поэтому в этом вопросе вы свободны в выборе цветовой гаммы.
Можете создавать сад только с белыми цветами, или только с розовыми, или даже с оттенками черного, можете подобрать очень контрастные сочетания или, наоборот, мягкие плавные переходы оттенков. Лично я обожаю мой садовый домик и террасу, окрашенные одним цветом «грецкий орех». Растения всех цветов прекрасно с ним сочетаются и на его фоне выглядят даже как-то красивее. При этом за счет темного оттенка эта постройка не бросается в глаза, как бы еще больше «сжимаясь» в размерах и не привлекая внимания.
Чувствую, что вы уже обрадовались, планируя наполнить свой сад яркими красками, а я к вам с дегтем… Не все так просто! Во-первых, растения для сада в природном стиле пока не имеют такого огромного разнообразия сортов, как пресловутые розы или бородатые ирисы, из-за этого у вас уже будет ограниченная цветовая палитра. Во-вторых, не все эти растения подойдут для вашего природного сада.
Простой пример: эхинацея на сегодняшний день имеет множество сортов (полюбилась селекционерам) разных цветов, но она предпочитает расти на культурных суглинках, а не на сырых торфяниках. И если обычная видовая пурпурная эхинацея у меня на участке еще выживает (но не разрастается), то все мои покупки сортовых форм закончились полным фиаско.
Зато у меня в саду есть большой желтый миксбордер, на котором гелениум, рудбекия и вербейник прекрасно себя чувствуют и не требуют никакого ухода! А это и есть первый признак природного сада.
Кажется, что цвет архитектуры строений и МАФов в саду в природном стиле не должен быть ярким, броским, кричащим. Но это только кажется! Природный сад настолько пластичен и вариативен, что может сочетаться с чем угодно. Главное правило — цветовая гармония.
Цветовая гармония — это сочетание отдельных цветов или цветовых множеств, образующих органическое целое и вызывающих эстетическое переживание.
Цветовая гармония в дизайне представляет собой определенное сочетание цветов с учетом всех их основных характеристик, таких как:
цветовой тон;
светлота;
насыщенность;
форма;
размеры занимаемых этими цветами территорий и их взаимное расположение в пространстве, которое приводит к цветовому единству и наиболее благоприятно эстетически воздействует на человека.
Для создания цветовых схем дизайнеры всего мира используют RGB-круг. В интернете найдутся страницы, где в онлайн-режиме можно подобрать любые цветовые сочетания для одежды, интерьера — и сада, конечно.
Например, у вас оранжевый дом. Какого цвета должны быть цветы на ваших зеленых растениях, чтобы было красиво и гармонично? Применяя разные правила гармонии цветов (их всего десять), получаем следующее: цветы могут быть синими, голубыми, фиолетовыми, сиреневыми (это комплементарная или контрастная палитра) или желтыми, красными, оранжевыми, коричневыми (это монохромная и последовательная палитры).
А если у вас дом синего цвета? Подойдет ли такой же набор растений? Не совсем. Контрастными оттенками для синего будут желтый, оранжевый, красный, а монохромными и последовательными — синие и голубые.
Если около оранжевого дома будут расти цветы розового, малинового, пурпурного цвета, то это будет вызывать раздражение, а около синего дома, наоборот, они будут великолепно смотреться! Поэтому не нужно кардинально менять цвет дома как определяющего цветовую схему участка элемента, если не собираетесь полностью изменить состав растений в саду. И очевидно, что дом белого, черного или серого цвета будет прекрасно вписан в сад с растениями любого цвета.
Является ли цвет основным критерием при выборе растений для сада? Достаточно ли знать только цвет их соцветий или листьев, чтобы спланировать посадки? В этом вопросе я разделяю мнение Пита Удольфа о том, что основополагающими в этом выборе являются структура, форма и текстура растений: «Не делайте сад голубым и пурпурным. Сочетайте формы, а уже потом думайте, какой цвет будет уместен в этой картине».
Выбор растений
Теперь, зная условия своего участка, определившись с формой и структурой растений, выбрав цветовую гамму своего будущего природного сада, вы наконец-то можете заняться садоводством, т. е. приобретением и выращиванием растений.
Какие именно растения выбрать для вашего природного сада? Конечно, в первую очередь те, которые будут хорошо расти, не требуя усилий с вашей стороны. Во вторую очередь те, которые дают много нектара для насекомых (обязательно нужно к ним добавить виды, которые привлекают именно полезных насекомых-хищников для защиты сада). В третью очередь те растения, которые будут цвести друг за другом, создавая непрерывный конвейер красоты для человека все сезоны. Непростая, но очень интересная задача!
Дизайнеры, работающие в стилистике природного сада, отдают предпочтение конкретному набору растений, довольно ограниченному по составу. Дело в том, что работать с уже хорошо тебе знакомыми растениями, создавая похожие друг на друга композиции, гораздо проще, чем для каждого конкретного участка с его конкретными условиями подбирать что-то новое, особенно если есть цель создать живую природную экосистему.
Возьму к примеру знаменитые на весь мир сады Пита Удольфа, которые часто неверно называют природными. У этого дизайнера изначально не было плана создавать новый стиль сада, он хотел использовать новые растения — многолетники и злаки, которые в конце XX века совсем не были популярны. Особенно злаки! Зачем они в саду вообще? У них же нет пышных цветов, нет крупных ярких листьев. Но посмотрите, как прекрасно они сегодня дополняют любые садовые растения. Я не представляю мой сад без злаков, он был бы неполноценным без этих тонких стебельков, колышущихся на ветру. И это большая заслуга Удольфа, но…
Если рассматривать его композиции в разных садах с точки зрения ботаника, то быстро становится скучно, т. к. из сада в сад повторяются тысячелистники, монарды, эхинацеи, сальвии, горец, зопник, вероникаструм, мордовник и т. д. в сочетании с разнообразными злаками, но в основном с разными видами вейника и молинии.
С другой стороны, зачем вам знать устройство телевизора, чтобы его смотреть? Создана прекрасная композиция, которая изменяется в соответствии со временем года, которая приносит радость хозяину сада и его обитателям, которую довольно просто повторить во многих садах.
И это замечательно! Если условия вашего участка подходят для этих растений, то вы просто можете скопировать любые композиции дизайнеров и воссоздать их в своем саду. Это самый простой путь.
Но если вы, как и я, отличаетесь стремлением к индивидуальности и творчеству, то создавайте новое, свое, родное… Пусть будет очень много ошибок и уйдет немало времени, зато вы получите удовольствие от самого процесса и будете знать каждого жителя своего сада «в лицо».
Для удобства я выделяю четыре группы растений, в зависимости от их предпочтений к условиям выращивания. Это имеет как раз прямое отношение к экологии, а не к дизайну, ведь если вы действительно хотите природный сад, то вы должны учитывать прежде всего «мнение» растений, а не свое. Но не беспокойтесь, в каждой группе найдутся высокие и низкие, «толстые» и «худые», яркие и блеклые виды растений, из которых вы без труда составите композиции.
Названия групп я дала очень условно, потому что тень бывает очень разная (чаще всего это только полутень), так же как и степень увлажнения. Поэтому не всегда можно сразу понять, понравится ли вашему растению данная тень, и это можно выяснить только на практике. К тому же очень часто бывает так, что растение, которое относят к группе теневыносливых, прекрасно растет на солнце и чувствует там себя даже лучше, чем в тени.
Отрывок из книги Алёны Волковой «Сад в природном стиле. Нетронутая красота». М.: Издательство АСТ, 2024.
Читайте книгу целиком
Засматриваетесь на красивые фотографии пышного сада в интернете и мечтаете отдыхать в точно таком же? При этом стандартные садовые дизайны уже наскучили, а кратковременность и капризность растений оставляют мечты несбыточными?
Алена Волкова, популярный блогер с большим садовым стажем, расскажет все о набирающем сегодня большую популярность садовом стиле — природном. Такой сад будет радовать в любое время года и не потребует постоянного надзора за растениями. Вы сможете без борьбы с природными условиями обустроить сад по своему вкусу и наладить экосистему.