Как появилась эта куртка и почему обрела такую популярность, рассказывает историк моды, эксперт Академии дизайн-профессий Pentaschool Иван Шуринов.
Модель A-1: куртка первых пилотов
Куртка-бомбер была спроектирована по заказу ВВС США для пилотов во времена Первой мировой войны, когда авиация только начинала развиваться. Само название «бомбер» происходит от прямого назначения изделия — защищать пилотов от непогоды во время выполнения стратегических бомбардировочных налетов.
Первые прототипы курток-бомберов были созданы с целью защиты пилотов от холодных температур и резких потоков воздуха на высоте. Кабины самолетов того времени были плохо герметизированы или вовсе оставались открытыми. Именно поэтому куртки плотно застегивались, шились на меховой подкладке с меховым воротником, имели дополнительные ремни для безопасности и крепления для кислородной маски.
Бомберы пилотов изготавливали короткими, чтобы в них было удобно маневрировать в кабине самолета. Первые куртки шили из кожи — тогда конструкторы были уверены, что более прочного и термоемкого материала не бывает. Такая куртка носила название А-1.
Модель B-15: бомбер Второй мировой
После Первой мировой войны конструкторы и дизайнеры разработали множество вариаций моделей бомбера. Меховая подкладка сменялась флисовой, добавлялись вязаные пояса, убирались и снова возвращались меховые воротники.
Когда кожаные куртки, такие, как А-1, намокали от пота и дождя, вода на них замерзала, делая материал жестким и неудобным. Во времена Второй мировой войны такие куртки уже не подходили пилотам. Новейшие реактивные самолеты имели более обтекаемую кабину, поэтому пространства для движения пилота оставалось еще меньше. Из-за этого возникла стратегическая необходимость создать легкую, тонкую, но в то же время теплую куртку. Так появилась модель В-15.
Эта куртка, в отличие от своих предшественниц, шилась из хлопка на меховом подкладе. Еще позже бомберы начали шить из нейлона, который использовался для изготовления парашютов.
Модель МА-1: первый шаг к популяризации
Лишь в 1949 году бомбер стал таким, каким мы его привыкли видеть: легким, удобным, с эластичными резинками из рибаны, с карманами и застежкой на молнию. Эта куртка получила название МА-1.
В 1963 году производство бомбера МА-1 было поставлено поток. Изделия поставляли на военный и частный рынки в Австралию и США. Именно с этого момента началась популяризация бомбера.
Особенно широкое распространение куртки получили в Японии. Местное население настолько сильно увлекалось всем американским, что Кенсуке Ишизу, создавший фирму VAN, уже в 1951 году начал поставлять бомберы, оксфорды и английские рубашки в Японию.
А военные из США, служившие на японских базах, вышивали на своих бомберах золотые и цветные узоры: тигров, драконов, сакуру. Эти куртки они отправляли домой в качестве сувениров. Подобные вещи получили название sukajan. Вскоре и сами японцы стали производить sukajan, одновременно и сохраняя собственную культуру, и подражая американцам.
От одежды скинхедов до поп-культуры
В 60-е годы в Великобритании возникли молодежные движения, которые стали использовать бомбер в качестве опознавательного символа. Британские моды из бедных районов, которые позже стали именоваться скинхедами, выражали свой протест правительству, наряжаясь в джинсы, бомберы и берцы.
В 70-е скинхеды сильно отклонились от рабочего класса, продвигая радикализм. Из-за этого бомбер на время превратился в признак расовой нетерпимости и национализма. Но все изменилось после проникновения курток-бомберов в поп-культуру. В 80-е и 90-е бомбер становится одеждой для всех: его носят исполнители поп-музыки, рока, гранжа, хип-хопа.
Особенно сильно на распространение таких курток повлияло кино. Даже сейчас в фильмах можно увидеть множество персонажей, одетых в бомберы.
Так, Райан Гослинг в фильме «Драйв» появляется в шелковой куртке sukajan с вышитым золотым скорпионом на спине.
Бомберы и высокая мода
С 80-х годов бомберы стали появляться на фэшн-показах. Одним из «первооткрывателей» таких курток в мире высокой моды стал Жан-Поль Готье.
Однако взглянуть на этот предмет с неожиданной стороны смог бельгийский дизайнер Раф Симонс, который в 2000 году показал классический черный бомбер с логотипом голландской группировки Rotterdam Terror Corps. на спине. А в 2003 году он же предложил удлиненный вариант куртки-бомбера в готическом стиле.
Вариативность бомберов к началу 2010-х зашкаливала: удлиненные, укороченные, приталенные и свободные, с ремнями и повязками, нашивками и карманами. Но по-настоящему они стали популярны благодаря рэперу Канье Уэсту. В 2016 году он сделал коллаборацию с Alpha Industries для создания мерча, в который входил и бомбер. С тех пор такая куртка стала неотъемлемой частью гардероба любого модника или модницы.
Хотя изначально бомберы были одеждой мужчин, они быстро приглянулись и женщинам. Одной из первых бомбер примерила легендарная Амелия Эрхарт.
Можно сказать, что бомбер стал первой вещью унисекс, которая не проходила этап перехода из мужского гардероба в женский.
В наше время бомбер является символом практичности, функциональности и непринужденности. Вещью, которую носят и бедные, и богатые, и мужчины, и женщины. Похожая история, кстати, произошла и с джинсами.