Наследие мирового изобразительного искусства огромно, можно сказать — бесконечно. Каждая эпоха дарила миру гениальных художников, у которых было неповторимое творческое мышление, влиявшее на появление и развитие новых стилей. Кроме того, для каждой эпохи характерна и определенная картина мира — совокупность философских, религиозных идей, научных знаний, исторических событий и многого другого. Всё это также влияло на формирование основных живописных стилей. О них мы сегодня и расскажем с примерами известных картин.
Готика
Один из ранних стилей европейской живописи и искусства охватывает период ХII–XV вв. Готика величественна и сурова. Если в архитектуре мы узнаем ее по заостренным элементам, острым углам, аркам, большой высоте и витражам, то художники прежде всего обращались к серьезным духовным темам и библейским сюжетам. На готических картинах также часто запечатлены рыцари и дамы, государственные деятели и сцены наказаний за совершенные преступления. Кроме того, средневековые мастера изображали на картинах цветы и настоящих или же фантастических зверей.
Возрождение (Ренессанс)
Стиль, пришедший на смену готике, зародился в Италии в XV веке, а за ее пределами примерно в то же время возник свой вариант Ренессанса, получивший название Северное Возрождение. Слово «возрождение» намекает на возвращение к античному культурному наследию, что мы и видим на многих картинах этой эпохи — особенно в том, что касается изображения человеческого тела.
Ренессанс базируется на гуманистических принципах, на новом понимании личности человека и его места в мире. Художники при этом стремились к реалистичности и в то же время к свободе. Развитию стиля во многом способствовал научный прогресс, в том числе и новые знания по анатомии. Церковная цензура уже не была такой жесткой, поэтому изображения стали более натуралистичными, нередко изображалась обнаженная или полуобнаженная натура. Уделяется внимание и заднему плану — чаще это пейзаж. Самые известные художники эпохи Возрождения — Сандро Боттичелли, Рафаэль, Микеланджело Буонарроти, Караваджо и, конечно, Леонардо да Винчи. Отдельно стоит отметить одного из основоположников Северного Возрождения — Яна ван Эйка.
Барокко
Приверженцы этого стиля XVI–XVII вв. уже не стремились показать человеческое тело безупречным. Зато их полотна отличаются вычурностью, в них чувствуются динамика и драматизм. В барокко всегда важна игра между светом и тенью, это одна из характерных черт стиля. Краски очень яркие и натуралистичные, декоративные элементы изображения могут быть весьма экстравагантны.
Классицизм
Этот стиль сформировался во Франции в XVII веке на фоне расцвета абсолютной монархии, а оттуда распространился по всей Европе. Во второй половине XVIII века, во время правления Екатерины II, был весьма популярен и в России — императрица была большой его поклонницей. Само слово «классицизм» происходит от латинского «образцовый». Приверженцы это стиля вдохновлялись искусством древних Греции и Рима, мифологией и крупными историческими событиями прошлого.
Для работ художников классицизма характерны идеализация человеческого тела, гармония, строгость, мощь, драматическая напряженность, эмоциональный реализм. Из классицизма позже вырос академизм, но кроме античной мифологии и библейских тем художников-академистов также вдохновляли современные им сюжеты.
Романтизм
Этот стиль европейского искусства особенно распространился в первой трети XIX века. Романтизм противоположен классицизму: в основе его индивидуальность, чувственность и несовершенство. На первый план выходят личное восприятие, страстная натура, богатый внутренний мир. Художников-романтиков привлекали необычные явления, в том числе и природные, фантастические образы, эмоциональные переживания.
Сентиментализм
Этот стиль западного искусства основан на разочаровании в цивилизации и ее идеях. Напротив, сентиментализм воспевает уединение, красоту сельской жизни, идеалы маленького человека и размышления в уединении.
Реализм
Пожалуй, самый долгоиграющий стиль мирового искусства, имеющий множество разновидностей и развивающийся на протяжении столетий. Из названия очевидно, что основная задача художника, творящего в этом стиле, — максимально точно изобразить реальность, в том числе такие ситуации, изображение которых многие другие мастера живописи сочли бы неуместными.
Импрессионизм
Этот стиль последней трети ХIХ — начала ХХ века возник во Франции и сначала не был принят критиками, потому что полностью перевернул представление о рисунке. Художники-импрессионисты стремились уйти от академических канонов, от выверенных линий, они хотели показать не одно мгновение, а целое движение в одном полотне. Поэтому манера письма их весьма узнаваема: изображение нанесено на холст быстрыми мазками, без контура, оно нечеткое. Акцент делается на свежести первого впечатления, на изменчивости окружающего мира.
Модернизм
Всеобъемлющий стиль, cформировавшийся на рубеже ХIХ и ХХ в европейском и американском искусстве. Включает в себя многие направления — символизм, постимпрессионизм, фовизм, дадаизм, кубизм, футуризм, примитивизм, экспрессионизм, сюрреализм и многое другое. Некоторые исследователи и импрессионизм относят к модернизму. Сложно усмотреть общее в столь разных течениях, но всё же их объединяет прощание со старыми устоявшимися формами и канонами. Классический модернизм включает в себя и абстрактную форму, но не ограничивается ею.
Интересно, что многие вышеперечисленные течения — например, и дадаизм, и фовизм, и примитивизм, и сюрреализм — относят также и к авангардизму. Некоторые исследователи считают, что модернизм и авангардизм — это, по сути, одно и то же. Другие, напротив, различают их, так как авангардисты склонны к эпатажу, к отрицанию исторической традиции и преемственности творчества, а модернисты — нет.
Сюрреализм
Сальвадор Дали однажды сказал: «Сюрреализм — это я». Пожалуй, точнее и не сформулируешь. Сюрреализм выражает идеи, лежащие за границами привычного нам мира. Абсурд, бессознательное, сны — все здесь обретает значение. Некоторые образы настолько причудливы, что их можно принять за галлюцинации. На рубеже 50-60-х годов прошлого века сюрреализм плавно перетек в постмодернизм.
Примитивизм
Намеренное упрощение изобразительных средств, подражание «наивным» стадиям развития искусства, некоторая детскость. Впрочем, примитивизм формы вовсе не означает простоты содержания — скорее, наоборот.
Кубизм
Необычное течение первой четверти ХХ века, приверженцы которого как бы «деформировали» реальность и раскладывали ее на геометрические фигуры.
Экспрессионизм
Художникам этого направления свойственно тяготение к мистике, необычайная эмоциональность, а также пессимизм. Весьма популярен мотив боли, крика, мучений. Течение стало своеобразным откликом на драматические события рубежа XIX-ХХ вв.
Абстракционизм
Пожалуй, это направление искусства менее всего напоминает реальность в изображении форм. Художники-абстракционисты используют определенные линии, геометрические фигуры, цветовые сочетания, чтобы вызвать определенные ассоциации и передать настроение.
Дадаизм
Это направление выделяется необычными техниками исполнения: художниками активно используется коллаж, фотомонтаж, в рисунке фигурируют буквы, тексты, символы. В целом дадаисты протестовали простив логики и эстетизма капиталистического общества, стремились воплотить в своих работах иронию, иррациональность.
Футуризм
Как следует из названия, течение призвано было приоткрыть дверь в будущее, продемонстрировать, что ждет человечество через неопределенное время. Разумеется, развитие урбанизма и технологический прогресс на заре ХХ века вдохновляли художников, работавших в этом направлении. В их творчестве часто появляются темы энергии, движения вперед, жизни большого города, крупных механизмов. Футуристы стремятся объединить прошлое и будущее, показывая и то, и другое без прикрас.
Конструктивизм
Яркое направление, возникшее в молодом Советском Союзе в 1920-е годы. Во всех картинах, к нему относящихся, сквозят простота и подчеркнутая утилитарность: минимум цветов, ровные геометрические линии, лаконичность, никакого объема и перспективы.
Современные стили живописи
В ХХI веке многие из перечисленных выше стилей продолжают существовать в той или иной форме. Но появляются и новые направления, которые не всегда понятны ценителям классического искусства. Вот небольшой список современных художественных стилей.
Концептуализм. Интеллектуальное творчество, чаще ироничное, созданное в противовес коммерческому искусству. Это могут быть не только картины, но и коллажи, перформансы, инсталляции.
Поп-арт начал распространяться в США в середине прошлого века. Художественная основа картин — предметы современного быта, фрагменты интерьеров, упаковка, даже детали машин. Один из самых ярких представителей — Энди Уорхол.
Гиперреализм. Работающие в этом стили художники создают работы, которые сложно отличить от фотографий. Чаще всего они изображают жизнь большого города.
Боди-арт — рисунки создаются прямо на человеческом теле. Иногда такие живые картины «пишутся» прямо перед зрителями и затем транслируются в галерее.
Стрит-арт — направление, которое имеет ярко выраженный урбанистический характер. Произведение создается прямо в городской среде, чаще на стенах, несет какую-то идею и всегда органично вписано в ландшафт. Вы наверняка слышали о Бэнкси, анонимном английском художнике, чьи работы прославились на весь мир.
Кстати, граффити — не синоним стрит-арта, а одна из его разновидностей. Познакомиться с современными течениями этого направления до недавнего времени можно было в музее стрит-арта, который открылся в 2012 году в Санкт-Петербурге, однако по состоянию на 2023 год он приостановил работу на неопределённый срок.