Сегодня заметную долю модельного ряда китайских автопроизводителей составляют полноценные внедорожники, но так было не всегда. Как происходило становление внедорожных машин в Китае, какую роль в их развитии сыграл Советский Союз и чем обусловлена современная мода на вездеходы, Vokrugsveta.ru рассказал директор китайского дивизиона автомобильной компании China Car Club Александр Сероштанов.
На заре эпохи: удачное «заимствование» советского опыта
В Поднебесной легковые автомобили получили распространение после Второй мировой войны, когда Китай еще был аграрной страной без мощной тяжелой промышленности. Не удивительно, что первыми не грузовыми машинами стали всевозможные копии американских армейских вездеходов Willys, лишенные крыши, дверей и бокового остекления. Заполучить такой автомобиль в собственность было невозможно: все вездеходы принадлежали государственным органам, в основном силовым структурам.
Первым массовым внедорожником Китая, который начали выпускать своими силами, стал Beijing BJ212. С его разработкой связана одна любопытная история о промышленном шпионаже.
Официально «двести двенадцатый» разрабатывался китайской стороной с оглядкой на советский ГАЗ-69: в 1960-е годы СССР передал КНР техническую документацию на этот рамный вездеход Горьковского автозавода. Однако в итоге первенец Beijing оказался похож не на ГАЗ-69, а на более современный УАЗ-469! При этом BJ212 начали серийно выпускать в 1965 году, а ульяновский внедорожник — только в 1972-м.
Как получилось, что китайцы воспользовались передовыми советскими разработками доподлинно неизвестно. Существует гипотеза, что в ходе разработки Beijing BJ212 китайская делегация посетила Горьковский автомобильный завод, где каким-то образом заполучила чертежи будущей новинки. Возможно, их украли, но не исключено, что кто-то из советских инженеров без задней мысли показал китайским коллегам свежие наработки. В итоге развитие проекта ГАЗ-69 в Поднебесной произошло быстрее, чем в СССР.
Beijing BJ212 похож на легендарный «УАЗик» не только внешне. По технической части у них тоже много общего. Например, под капотом первого китайского внедорожника надолго прописался бензиновый атмосферный 2,5-литровый двигатель BJ492Q — вариация на тему мотора ЗМЗ-21 от «Волги» ГАЗ-21. Силовой агрегат немного перенастроили ради лучшего крутящего момента на низких оборотах, и выпускали без серьезной модернизации до второй половины 1980-х годов.
Под влиянием СССР
На первом этапе развития коммунистического Китая влияние Советского Союза на автопром страны сложно переоценить: практически все автосборочные заводы начинали с копий BJ212. У внедорожника появились сотни «клонов» с разными кузовами, а в какой-то момент на советском шасси умудрились создать кустарную копию Mercedes-Benz!
При этом другие производные советских внедорожников в Поднебесной не прижились. В частности, аналог «Буханки» (УАЗ-452) выпускался под названием BJ421, но популярности не снискал.
Обновленный бестселлер
На конкурентном китайском авторынке новое поколение той или иной модели подчас появляется спустя 3-4 года после начала выпуска предыдущего. Однако Bejing BJ212 без принципиальных изменений выпускается до сих пор и вполне может встретить на конвейере 60-летний юбилей. В этом китайцы тоже «скопировали» опыт УАЗа. Но как так вышло?
До 2000-х годов минимальные изменения «двести двенадцатого» объяснялись просто: основными покупателями вездехода были армия и спецслужбы КНР. Экология, эргономика и безопасность государственного заказчика интересовали мало: главными критериями были низкая закупочная цена, простейшая конструкция и ремонтопригодность. Однако в конце 2000-х годов государственные заказчики перестали приобретать BJ212, поэтому выпускающему внедорожник концерну BAIC пришлось модернизировать эту модель.
Снимать BJ212 с конвейера смысла не было: ставший в Китае поистине культовым утилитарный внедорожник до сих пор пользуется любовью энтузиастов офф-роуда, а также поклонников охоты и рыбалки. Так что во второй половине 2010-х годов Beijing BJ212 дождался целой серии обновлений. Сегодня эта модель напоминает предшественника лишь внешне: на смену маломощному «атмосфернику» пришел лицензионный турбомотор от Mitsubishi, рессорную подвеску заменили пружинной, установив спереди независимую «двухрычажку» вместо неразрезного моста.
Впрочем, даже после столь глубокой модернизации Beijing BJ212 не назовешь современным автомобилем: у него нет версий с АКПП, подушек безопасности и современной электроники. Рама тоже осталась прежней, так что краш-тест вездеход не пройдет. Однако улучшения позволили продлить жизнь легендарной модели, и сейчас остается только гадать, какую модель снимут с конвейера раньше: выпускаемый в Ульяновске УАЗ «Хантер» (наследник 469-го) или Beijing BJ212.
От внедорожников к легковушкам
Beijing BJ212 заложил основы легкового транспорта послевоенного Китая, однако к моменту создания совместных предприятий с западными фирмами стало понятно: на свободном рынке большинству покупателей нужны другие автомобили.
В 1980-е годы эталоном комфортабельного внедорожника стал американский Jeep Cherokee, и китайские производители не удержались от соблазна скопировать знаменитую модель. Фирме Beijing удалось подписать лицензионное соглашение о выпуске модели Cherokee XJ небольшими партиями для внутреннего рынка. Такие машины оказались дорогими и ажиотажным спросом не пользовались.
Решение нашли в компании Shuanghuan, которая стала собирать нелицензионные копии американского внедорожника на шасси всё того же BJ212! Качество сварки, металла и покраски машин Shuanghuan оставляло желать лучшего, однако несколько тысяч таких автомобилей компании продать удалось.
В 1990-е годы бестселлерами мирового рынка стали недорогие легковушки с несущим кузовом. Основными покупателями машин были городские жители, которые не видели смысла переплачивать за большой громоздкий кузов и полный привод. Вдобавок, новенькие «Фольксвагены» выгодно отличались от вездеходов обилием опций, удобной посадкой и небольшим расходом топлива. Потребность во внедорожниках снизилась — доля продаж таких машин в Китае не превышала нескольких процентов.
Законодатели внедорожной моды из Поднебесной
Новая волна потребительского интереса к внедорожникам пришлась на 2000-е годы. Сперва Китай вместе с остальным миром оценил кроссоверы (SUV) — машины с увеличенным дорожным просветом и вместительным салоном, не отличающиеся особыми внедорожными качествами. На фоне экономического бума китайцы стали богаче, а кроссоверы оказались символом состоятельности и активного отдыха.
Особой необходимости в полноценных внедорожниках у большинства китайцев нет: в самых густонаселенных районах страны царит благоприятный климат и давно построены качественные дороги. Выбор SUV — элемент престижа, демонстрации финансового благополучия, но ни в коем случае не вынужденная мера или компромисс.
Однако в последние настоящие популярность настоящих вездеходов заметно выросла. Вернувшуюся моду на брутальные автомобили в армейском стиле подхватили китайские автопроизводители: BAIC, Great Wall, Chery и BYD вывели на рынок много моделей с серьезной внедорожной подготовкой и силовыми установками разных типов — бензиновыми, дизельными, гибридными, электрическими. Инженеры вернулись от несущего кузова к раме, стали внедрять классические системы полного привода с демультипликатором и блокировками дифференциалов.
Если раньше китайцы старались подражать советским, американским или японским внедорожникам, то сегодня в стране выпускают целую плеяду машин с уникальным дизайном и технической начинкой. Удачные сочетания ретростиля в экстерьере и хай-тека в интерьере сделали китайские марки законодателями автомобильной моды. По сравнению с Tank 500, Fang Cheng Bao Leopard 5, Jetour Traveler или Beijing BJ60 вездеходы Lexus LX, Mercedes-Benz G-Class и Land Rover Defender уже не кажутся признанными лидерами рынка внедорожников.
Любопытна тенденция, когда реальная потребность в автомобилях повышенной проходимости снижается, а запрос клиентов на полноценные вездеходы с минимальными свесами и солидным дорожным просветом растет. Сколько продлится новый бум на внедорожники и какой кусок пирога удастся отхватить молодым китайским автопроизводителям, покажет время.