Возвеличивание женщины — фундаментальная идея модного Дома Dior, история которого насчитывает без малого 80 лет. Идеи и новаторство его основателя Кристиана Диора навсегда изменили историю моды и продолжают вдохновлять как модельеров, так и писателей со сценаристами. Vokrugsveta.ru рассказывает об истории создания бренда Диор и последних громких успехах знаменитого Модного дома.
Как Кристиан Диор чуть не стал дипломатом
Мэтр мира моды Кристиан Диор родился 21 января 1905 года в прибрежном нормандском городке Гранвиль на северо-западе Франции. В 1911 году семья будущего модельера переехала в Париж. Родители Кристиана были обеспеченными людьми — отец сделал состояние на торговле химическими удобрениями, а мать была домохозяйкой, умевшей распорядиться деньгами на радость себе и наследникам.
Начальное образование Кристиан получил дома. Затем по настоянию родителей молодой человек готовился к дипломатической карьере и даже поступил в Свободную школу политических наук, но куда больше его привлекала сфера искусства. Вместо занятий по международному праву и географии, будущий кутюрье проводил время в музеях, вращался в среде художников, учился композиции и живописи. В 1928 году Кристиан с другом Жаном Бонжаком и при финансовой поддержке отца открыл арт-галерею, где выставлялись работы Дерена, Матисса, Брака, Пикассо.
1931 год стал трагическим для семьи Диор: от рака умерла мать, а отец, ставший жертвой мошенников, обанкротился и заболел туберкулезом. Закрылась и галерея Кристиана.
В поисках заработка юный Диор отнес свои рисунки в редакцию журнала Le Figaro Illustre, и к восторгу автора они были приняты в модную рубрику. Несмотря на то, что модели шляп пользовались бóльшим успехом, чем эскизы одежды, Кристиан решил специализироваться именно на платьях и костюмах. В 1938 году его заприметил модельер Роберт Пиге, который пригласил талантливого дизайнера к сотрудничеству, однако после начала Второй мировой войны Диор ушел в армию и служил на юге Франции, а в 1941-м вернулся в Париж и поступил на работу в модельный дом Lucien Lelong.
Рождение легенды
16 декабря 1946 года — важная дата в истории индустрии моды. В этот день ровно в 9 часов утра в парижском особняке по адресу авеню Монтень, 30 открыл свои двери модный Дом Christian Dior, основанный при поддержке текстильного фабриканта Марселя Буссака. Благодаря своему оптимизму и чутью Диор стал одним из тех, кто помог вернуть послевоенному Парижу звание столицы мировой моды.
12 февраля 1947 года на авеню Монтень состоялась еще одна премьера — публике была представлена первая коллекция Christian Dior — весна-лето 1947 — которую Диор именовал Corolle и En 8. Кармел Сноу, главный редактор журнала Harper's Bazaar, посетив дефиле, адресовала дизайнеру восторженный отзыв: «Мой дорогой Кристиан, ваши платья — это нечто совершенно новое, настоящий new look!»
С тех пор стиль New Look («новый взгляд» или «новый образ») стал визитной карточкой модного Дома. В этом силуэте Диор воплотил личное представление о женственности, которой так не хватало в эпоху войны — акцент на талии, прилегающий лиф, хрупкие плечи.
После дебютного показа Дом Christian Dior получил заказов на полгода вперед. Диор стал королем парижской моды, его платьев жаждали аристократы и светские звезды: Фара Диба, герцогиня Виндзорская, Эва Гарднер, Ингрид Бергман, Рита Хейворт, Марлен Дитрих, Лорен Бейкол.
Спустя несколько недель, 4 марта 1947 года, Диор открыл компанию Parfums Christian Dior. Парфюм Miss Dior, успешно тиражируемый по сей день, в первой редакции базировался на зеленом шипре, в котором ноты мускатного шалфея и бергамота сливались с аккордами розы, мха и пачулей. «Духи могут рассказать о женщине больше, чем ее почерк», — говорил Диор.
Впоследствии модный Дом также начал заниматься созданием ювелирных украшений.
Чем мир моды обязан бренду Диор
Вклад Кристиана Диора в развитие модной индустрии не ограничивается женственным силуэтом New Look. Модели его приталенных платьев с пышными юбками и жакета Bar с геометричным воротником и объемной баской служат вдохновением для поколений дизайнеров.
Именно Диору и его принту Jungle мы обязаны популярностью «хищного» принта в леопардовых и иных вариациях. Бант — еще один символ Christian Dior, проявивший себя еще в первой коллекции и перекочевавший в актуальные тренды 2024 года. «Я люблю банты на декольте, шляпах, поясах, — признавался дизайнер. — Мне нравятся все размеры бантов, все стили и материалы».
В 1948-м Диор перевел моду на рельсы большого бизнеса, введя систему лицензирования производства моделей собственного авторства в регионах Франции и всего мира. В том же году на Пятой Авеню в Нью-Йорке открылся флагманский бутик Christian Dior с эксклюзивными коллекциями прет-а-порте и аксессуаров, созданными специально для продаж в США. Фирменный знак Christian Dior покорял мир, и к 1949 году тиражи идей владельца приносили бренду хорошие проценты.
Диор стал пионером активного синтеза haute couture и сценографии. Кристиан был художником по костюмам в нескольких спектаклях («Школа злословия» в Театре де Матюрин в 1940-м, ряд постановок Ролана Пети в 1950-х) и фильмах Клода Отан-Лара, Альфреда Хичкока и других режиссеров. Он создавал сценические наряды для таких звезд эстрады и киноэкрана, как Эдит Пиаф, Марлен Дитрих и Глория Свенсон.
В 1950 году Кристиан Диор был награжден французским орденом Почетного легиона за вклад в текстильную промышленность и индустрию моды. В 1955-м компания Parfums Christian Dior выпустил первый набор помад в футлярах, положив начало широкой косметической линии марки. Годом позже Кристиан Диор опубликовал автобиографию Dior by Dior, а в апреле 1957-го портрет модельера появился на обложке журнала TIME.
В ночь на 24 октября 1957 года находившийся на пике славы 52-летний кутюрье скончался от внезапной остановки сердца.
Наследие Диора: от Ива Сен-Лорана до Марии Грации Кьюри
Новым креативным директором модного Дома по завещанию Диора был назначен Ив Сен-Лоран, первый ассистент великого кутюрье. Его дебютная коллекция «Трапеция» (1958) обыгрывала формы русского сарафана, олицетворяя тему эмансипации и молодежных веяний начала 1960-х.
В июне 1959 года вместе с двенадцатью манекенщицами Сен-Лоран прилетел в Москву с коллекцией женской одежды, став первым, кто представил французскую моду в СССР. В 1960-м дизайнер был призван на военную службу и накануне отправки в армию представил свою последнюю коллекцию для Дома.
После Сен-Лорана модный Дом возглавлял Марк Боан, за 30 лет превративший Christian Dior в марку «для реальных женщин». Бренд терял взыскательную аудиторию и интерес в глазах публики. Требовались перемены, и в 1989 году пост креативного директора занял Джанфранко Ферре, который оживил кутюрные коллекции Dior элегантностью костюмов и роскошью вечерних платьев. Спустя семь лет он покинул модный Дом, чтобы заняться собственным брендом.
Ферре сменил бунтарь Джон Гальяно, разбавивший ДНК бренда духом рок-н-ролла и экстравагантностью. Каждый показ Dior от Гальяно отличался эффектной сценографией, создавая для зрителей особый мир образов и впечатлений. В 2011-м бразды правления у Гальяно принял Билл Гейтен, но его коллекции не вызвали энтузиазма и всего через год Гейтен покинул Модный дом.
В конце 2011 года во главе Dior оказался Раф Симонс, сделавший ставки на самые свежие силуэты и фасоны, что принесло позитивные плоды, однако дизайнер быстро покинул пост руководителя марки, утомившись от производственных нагрузок. После этого Christian Dior пережил годичную «анархию» — у бренда не было креативного директора, и над коллекциями трудилась команда Дома под руководством Люси Мейер и Сержа Руфье, создавая сдержанные и отсылающие к ранним идеям Dior модели.
В июле 2016 бренд наконец обрел талантливого и преданного делу руководителя — должность креативного директора заняла Мария Грация Кьюри, первая женщина на этом посту за почти 80-летнюю историю Dior. Новый дизайнер сместила акценты в коллекциях на повседневность и взяла курс на молодую аудиторию, активно продвигая идеи тенденции феминизма.
Dior сегодня
Шоу Dior Cruise 2025, собравшее звездных гостей 3 июня 2024 года в садах замка Драммонд в пригороде Эдинбурга, привлекло большое внимание журналистов и публики. Вдохновением для этого показа новой коллекции послужил шотландский придворный стиль XVI века: тартан всевозможных расцветок, обилие тяжелого бархата, аксессуаров из кожи, корсетов, вышивки и фантазийного кружева.
«Среди знаковых персон в истории Шотландии меня всегда впечатляла трагическая судьба и стоицизм Марии Стюарт. Она годы напролет практиковалась в вышивании, чтобы успокоиться, поразмыслить и творчески выразить себя за долгие 19 лет, проведенные в заключении», — объясняет полет своей мысли Мария Грация Кьюри. Страсть опальной королевы к вышивке дизайнер отразила в богато декорированных бюстье, кружевных нагрудниках платьев и замысловатых аппликациях.
Гости шоу, включая знаменитостей мирового уровня Аню Тейлор-Джой, Дженнифер Лоуренс, Лили Коллинз, Алексу Чанг, Розамунд Пайк и Джери Холлиуэлл, встретили аплодисментами творения Марии Грация Кьюри, созвучные средневековой стилистике и показанные публике накануне премьеры второго сезона сериала «Дом драконов», в сцены которого легко вписался бы каждый образ из новой коллекции.