Историк моды, эксперт Академии дизайн-профессий Pentaschool Иван Шуринов рассказал, какой была мода в середине прошлого века.
После тяжелого военного десятилетия наступила пора расцвета моды. Люди ждали счастья и радости, надеялись на мир не только в политике, но и в душе. С этим им помогали деятели искусства. Не остались в стороне и кутюрье, которые с помощью одежды пытались изменить повседневную жизнь людей. И им это удалось. Рассказываем, как.
Возрождение женственности
Мода 50-х изменила облик женщин. Вернулись грация и хрупкость, о которых все забыли в годы войны. В период Второй мировой из-за тяжелого труда и отсутствия свободного времени женщинам приходилось трудно, и поддерживать красоту было непросто. Теперь же девушки получили возможность полностью сосредоточиться на красоте.
Женщинам того времени предлагалось примерить на себя только две роли — примерной жены и любящей матери. Их облик стал показателем заработка мужа, что превратило их в «выставочные экспонаты». Эта политика продвигалась модными журналами, по радио по телевизору. Уставшие от тяжелого труда женщины решили «забыться» в шоппинге и глянце.
В 50-е появилось множество модных домов, бутиков и ателье. Все они предлагали и разнообразные фасоны довоенных лет, и новые решения. В те годы появились:
юбки: «трапеция», «карандаш», «солнце»;
платье-футляр;
длина миди;
акцент на талию;
узкие рукава ¾;
брюки-капри, брюки-дудочки с завышенной талией;
облегающие водолазки;
обилие аксессуаров;
разнообразие фасонов обуви;
офисный и деловой стиль.
Первым, кто начал мировую модную революцию, был Кристиан Диор. Он предложил женщинам New Look — образ с пиджаком-бар, пышной юбкой-солнцем и экстравагантной шляпкой. Наряд будоражил воображение и моментально стал символом новой женственности.
Все, что предлагал Диор, подчеркивало анатомические отличия женщин от мужчин: талию, изящный окат плеч, бедра. Его фасоны подходили всем женщинам. Корсеты выделяли талию, объемность юбок делала походку более изящной. Рукава подчеркивали хрупкость, а вырез-лодочка в зоне декольте создавал акцент на изяществе шеи.
Коко Шанель после войны
После долгого перерыва знаменитая Коко Шанель вернулась в моду. Первая послевоенная коллекция была воспринята критиками холодно, поскольку они не увидели в образах ничего нового. Но Шанель не стала сдаваться, и ее следующая коллекция имела успех.
Она предложила комфорт и простоту в противовес корсетной элегантности. Свое творчество она объясняла так: «Я больше не могла видеть то, что сделали с парижским кутюр такие дизайнеры, как Диор или Бальман». Решением Шанель были твидовые костюмы с юбкой-карандашом или трапецией и слегка приталенными, укороченными жакетами без воротника. Срезы обильно украшались тесьмой и золотыми пуговицами. Созданные ей костюмы стали эталоном и вошли в историю как первые модели офисного стиля для женщин.
Несмотря на комфорт и видимую простоту, костюмы от Шанель выглядели очень женственно. Этому способствовал материал — твид, который был не таким жестким, как шерстяные костюмные ткани у мужчин. Еще больше изящества придавали расцветки: розовые, белые, с золотистыми нитями, узором «гусиная лапка» и другие. Также Коко Шанель разработала платье-футляр, которое стало культовым и пользовалось спросом у знаменитостей. Такие платья носили Одри Хэпберн, Грейс Келли, Элизабет Тейлор и Жаклин Кеннеди.
Пин-ап и рокабилли
В 50-е стали появляться разнообразные направления и стили. У молодежи возникали свои движения — политические, социальные и культурные. Одними из первых стал пин-ап, который запустил тренд на пляжную моду.
Купальники становились откровеннее, отдых на пляже был неотъемлемой частью культуры. Мэрилин Монро и Бетти Пейдж блистали в журналах и на коллекционных карточках в откровенных купальниках. Доходило до того, что в некоторых штатах США действовал запрет на распространение подобных материалов, поскольку они считались неприемлемыми.
После пин-апа появился стиль рокабилли. Основанный на любви к рок-н-роллу и кантри, он представлял собой смешение двух этих музыкальных жанров. В основе образов лежал пин-ап с подчеркиванием женских форм, а также летящие юбки солнце-клеш длиной до середины колена.
С развитием направлений возникла мода на принты. В 50-е годы популярностью пользовались горох, полоска и клетка, а также цветочный принт.
Макияж и аксессуары
Именно в 50-е расцвела косметическая промышленность. Макияж и прическа стали неотъемлемой частью образа каждой женщины. Журналы пестрили рецептами макияжа и укладок, давали советы по рисованию стрелок, делились способами нанесения теней и выщипывания бровей. Также открывались школы макияжа и парикмахерского искусства.
Очень модным было использование аксессуаров. Девушки носили миниатюрные сумочки, клатчи, платки, шляпки всевозможных форм, перчатки и бижутерию. Большим спросом пользовались жемчужные украшения. Вариантов бижутерии было огромное множество: многоярусные бусы, массивные кольца, круглые и каплевидные серьги, браслеты из жемчуга, а также броши.
Обувь тоже была разнообразна. Особенно ценилась обувь из Италии. Мастера Сальваторе Феррагамо, Гуччио Гуччи и многие другие предлагали огромное количество вариаций обуви на все случаи жизни — от похода на пляж до выхода в свет. А самой элегантной моделью были лодочки с аккуратным мыском на тонком каблуке.
Мужская мода в 50-е
Не только женщины стремились к элегантности. Мужчины, уставшие от военных мундиров, тоже хотели вернуться к стилю и образу джентльмена.
Для мужской моды этого времени характерна демократизация. Главным в одежде стало удобство. Декора, сложного кроя и излишних деталей старались избегать. В отличие от женской моды, нормы мужского костюма были жестко прописаны промышленниками. Создать что-то оригинальное можно было только в частном порядке в ателье. Позволить себе такую роскошь могли далеко не все.
Однако под влиянием Голливуда образ обычных граждан стал меняться. Молодежь начала носить облегающие футболки с коротким рукавом вместе с широкими брюками с завышенной талией и отворотами. Это считалось очень стильным. Было модно надевать и «широкий» костюм: свободный пиджак с подчеркнутой линией плеч, широкие брюки, светлые рубашки с узким полосатым галстуком, а также туфли оксфорд на толстой подошве.
Также в моду стал постепенно входить новый мужской стиль — New Edwardian (название отсылало к былой элегантности, свойственной «стилю короля Эдуарда» начала XX века, однако молодежь адаптировала его под свои новые вкусы). Благодаря этому направлению в мужской моде появились яркие фасоны и предметы гардероба:
куртки-авиаторы из военного обмундирования летчиков;
вельветовые свободные куртки;
облегченные однобортные костюмы;
упрощенные пальто, похожие на полуспортивные;
вязаные свитеры с V-образным и круглым вырезом (их носили вместе с рубашкой с отложным воротником);
вязаные жилеты;
летние шорты;
яркая расцветка одежды и даже разноцветные носки.
Середина прошлого века дала толчок к развитию фэшн-индустрии. Модой стали интересоваться не только женщины, но и мужчины. Свое видение привнесла и молодежь.
Текстильная промышленность предлагала материалы на любой кошелек — от натуральных дорогих до дешевых искусственных. Появлялись производства бижутерии. Открывались модные дома, создавалось множество моделей, и мода стала отдельной частью культуры нового мира.