Письменность для людей — один из основных способов коммуникации, передачи своих знаний, мыслей, эмоций, всего накопленного опыта. Произведения литературы, научные исследования, исторические документы — все это сохранилось до наших времен, потому что было когда-то зафиксировано в виде текста. Какие же инструменты для этого использовались раньше и какие применяются сейчас? «Вокруг света» рассказывает краткую историю письменных принадлежностей.
Уголь и охра
Прародительница современной письменности — наскальная живопись древних людей. Под сводами пещер наши далекие предки запечатлевали ритуалы, сцены охоты, фигуры людей. По разным теориям, рисунки могли использоваться как средства коммуникации, фиксировать мифические сюжеты, служить в качестве «памяток» для проведения обрядов или отображать фантазии людей тех времен.
Для создания изображений применялись красители — уголь, охра, порошок из жженых корней деревьев и различные минералы. Их смешивали со смолой, животным жиром и даже с молоком, после чего наносили на стены пещер пальцами или с использованием примитивных инструментов, среди которых, вероятно были кусочки шерсти — прародители современных кистей.
Клинопись
Жители Древней Месопотамии считаются авторами первой письменности — клинописи. Они фиксировали информацию на глиняных табличках: пока материал был еще мягким, на него наносились символы. «Пером» служила палочка, которая вырезалась из тростника и имела треугольное сечение, из-за чего знаки получались похожими на клинья.
Таблички оказались надежным хранилищем — благодаря найденным во время раскопок глиняным табличкам мы довольно много узнали об истории цивилизаций Междуречья и быте жителей этого региона.
Чернила и каламосы
Первые аналоги современных чернил появились независимо друг от друга у разных цивилизаций. Для их создания сажу или охру смешивали со смолой, добавляли к ним животный клей, уксус или растительное масло.
В Древнем Египте чернила высушивали и спрессовывали в шарики — для использования их нужно было развести в воде. Для письма египтяне пользовались заостренными бамбуковыми палочками, с их помощью иероглифы наносились на папирус. Такие палочки использовали и в Древней Греции, где они получили название «каламос».
В Древнем Китае также применяли чернила в твердой форме — чернильные палочки, которые нужно было растереть в порошок на специальном камне и после смешать с водой. При этом для написания текста использовались уже не палочки, а кисти.
Гусиное перо
Перья в качестве инструмента для письма начали применять в Европе в раннем Средневековье вместо каламосов. Чаще всего использовались перья гусиные — они пористые и хорошо держат чернила. В дело шли первые пять-шесть маховых перьев с левого крыла, которые были достаточно крупными и хорошо лежали в руке у правшей.
Чтобы перо стало пригодным для письма, его вываривали в щелочи, высушивали, обжигали и закаляли в горячем песке. После этого кончик пера затачивали специальным ножом и прорезали посередине бороздку для стекания чернил. Существовало несколько способов заточки пера — очинки, — и писцы, как правило, точили свои перья самостоятельно с учетом индивидуальных предпочтений и особенностей.
Гусиные перья были основным письменным инструментом вплоть до начала XIX века, когда было изобретено и запатентовано стальное перо.
Карандаш
С раннего Средневековья для письма и рисования использовали не только перья, но и серебряную иглу — заточенный кусочек серебра, прикрепленный к держателю. Серебро оставляло голубовато-серый след, который со временем приобретал коричневый оттенок. При этом стереть написанное было невозможно. Затем получил распространение «итальянский карандаш» — его делали из черного сланца, а впоследствии из измельченных в порошок жженых костей, смешанных с клеем.
В XVI веке появились первые графитные карандаши, однако изначально это были лишь заостренные палочки из графита и писать ими было неудобно — материал был слишком мягок и пачкал руки.
Помещать графит между двумя кусочками дерева для удобства начали художники, а первое производство деревянных карандашей с графитным стержнем открыли в Германии в начале XVIII века: для снижения цены графит в них был смешан с серой и клеем. Со временем пыль графита начали смешивать с глиной и водой, что позволило получать стержни различной степени твердости. А знаменитую шестиугольную форму карандаши получили в 1851 году — ее внедрил владелец карандашной фабрики Faber-Castell.
Распространенные сегодня механические карандаши были придуманы в 1869 году американцем Алонсо Таунсендом Кроссом: он разместил графитный стержень в металлической трубке и добавил механизм его выдвижения на необходимую длину.
Ручка
На смену гусиному перу пришли первые авторучки — в них использовались металлические перья с резервуаром для чернил. Изначально для заправки резервуара нужно было его открыть и с помощью пипетки залить внутрь чернила, однако при таком механизме часто возникали протечки. Со временем были придуманы другие способы заправки: в современных перьевых ручках чаще всего используют сменные картриджи с чернилами или поршневую систему, которая позволяет набирать чернила из флакона в резервуар.
Шариковые ручки появились на рубеже XIX–XX веков. В них резервуар с чернилами на масляной основе закрывает шарик, который вращается при письме и подает нужное количество чернил на бумагу. Первое время такие ручки были весьма дорогими, и не все могли себе их позволить, однако конкуренция на рынке производителей привела к снижению цены. Настоящим прорывом стала одноразовая шариковая ручка, созданная Марселем Биком, — ее начали продавать в 1953 году за 23 цента.
Ручки-роллеры и гелевые ручки появились в Японии во второй половине XX века. Их основным отличием от шариковых ручек были чернила, представлявшие собой содержащий красители и пигменты раствор или гель на водной основе, который давал более насыщенный цвет и требовал меньшего усилия при письме. Ручки-роллеры появились в начале 1960-х годов, а в 1980-х японская компания Sakura Color начала выпускать гелевые ручки десятков различных цветов.
Системы распознавания рукописного текста
В наше время люди чаще имеют дело с печатным текстом, чем с рукописным. Мы делаем заметки на смартфонах, отправляем сообщения в мессенджерах вместо писем, конспектируем лекции в текстовый файл на ноутбуке. И читаем все чаще с экранов — зачем носить с собой тяжелую книгу, если в приложении доступна целая библиотека?
Иногда, впрочем, нужно записать что-то от руки, а после преобразовать текст в электронный — для этого существуют системы распознавания рукописного ввода. При онлайн-распознавании пользователь пишет стилусом или пальцем на экране, а программа распознает движения и переводит запись в печатный текст. Первые устройства с поддержкой такой технологии начали появляться еще в конце XX века, самым известным из них стал карманный компьютер Apple Newton.
Оффлайн-распознавание считается более сложной технологией: системе приходится анализировать и преобразовывать текст с листа, подстроить алгоритмы в процессе написания невозможно, что при разнообразии почерков является серьезным затруднением. Кроме того, на бумаге могут быть дефекты, которые «путают» программу. Для успешной работы такие системы требуют обучения человеком или с помощью готовой выборки. Впрочем, с развитием нейросетей эффективность алгоритмов распознавания текста постепенно улучшается — преобразовать рукописный текст с минимумом ошибок сейчас можно при помощи камеры смартфона.