Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

От Русского Севера до египетских пирамид: как и где путешествовали знаменитые русские художники

Константин Коровин на Белом Море, Василий Суриков в швейцарских снегах и Иван Шишкин на Валааме

14 августа 2024Обсудить

На картинах известных русских живописцев запечатлены достопримечательности всего мира: от египетских пирамид до полярного сияния над Северным Ледовитым океаном. О том, как и где в поисках вдохновения странствовали Константин Коровин, Иван Шишкин, Илья Репин и другие знаменитые художники в рамках совместной инициативы #МаршрутНарисован рассказывают ЮНЕСКО и авторы проекта об истории искусства «Не придумали!»

От Русского Севера до египетских пирамид: как и где путешествовали знаменитые русские художники

Василий Поленов. «Большие пирамиды Хеопса и Хефрена». 1899

Источник:

Wikimedia Commons

Константин Коровин и Валентин Серов на Русском Севере

В путешествие по губерниям Русского Севера Константин Коровин и Валентин Серов отправились за свежими впечатлениями в 1894 году. Коровина на эту поездку сподвиг меценат Савва Мамонтов, который руководил строительством железной дороги Вологда — Архангельск.

Мамонтов предложил Коровину оформить павильон «Крайний Север» Всероссийской промышленной и художественной выставки 1896 года в Нижнем Новгороде. Художник никогда не бывавший на Севере, не мог пропустить такое приключение. Вместе с ним отправился и Валентин Серов: друзья-художники были неразлучны, за что знакомые называли их Серовин и Коров.

От Русского Севера до египетских пирамид: как и где путешествовали знаменитые русские художники

Валентин Серов. «Белое море». 1894

Источник:

Wikimedia Commons

Свой разговор с Мамонтовым Коровин описал в книге «Моя жизнь»:

«Вот и Антон Серов (друзья называли Валентина Серова Антоном. — Прим. ред.) хочет ехать с вами. Покуда Архангельская дорога еще строится, вы поедете от Вологды по Сухоне, Северной Двине, а там на пароходе „Ломоносов“ по Ледовитому океану. Я уже говорил с Витте, и он сочувствует моей затее построить этот отдел на выставке.
<…>
— Ну, Константин, — сказал Серов, — сдавайся, значит, мы в эскимосы с тобой поступаем».

Днем писать с натуры не получалось: мешали целые тучи мошкары. Однако куда больше живописцам запомнился забредший однажды вечером на участок железнодорожного строительства медведь. Могучий зверь, правда, вел себя мирно — постоял немного и ушел восвояси.

От Русского Севера до египетских пирамид: как и где путешествовали знаменитые русские художники

Панно «Северное сияние», написанное Коровиным для выставочного павильона «Крайний Север»

Источник:

Wikimedia Commons

Как-то раз светлой северной ночью художники писали около сторожки этюд леса. В кустах кричала какая-то птица. Серов и Коровин захотели посмотреть на нее и пошли на звук. Птица все время перелетала с места на место, и друзья, сами того не заметив, заблудились. Серов забрался на дерево, но не смог разглядеть сторожку. История могла закончиться печально, если бы художники не услышали шум проходящего паровоза. Они пошли на звук и выбрались из леса, по пути, правда, провалившись в огромное гнилое дерево.

Путешествие на пароходе тоже подарило живописцам много эмоций. Вот как писал об этом отрезке пути Коровин:

«Я и Серов смотрим с палубы на таинственный берег, погруженный в бурую полумглу — полусвет непогасшей северной зари. Мы смотрим на черные скалы и на огромные кресты поморов. Это их маяки. Вдруг перед нами, из пучины вод, поднялась черная громада корабля. Вот поворачивается, плавно ныряет. Как-то сразу, неожиданно. Что это? Нас обдало водой, мне залило за шею.
— Э, — кричит нам, смеясь, матрос. — Выкупал вас… Эвона он где.
Вдалеке вывернулась чудовищная тень. Это кит. Сильной струей, фонтаном он пустил воду вверх. Как плавно и красиво огромный кит выворачивается в своей стихии. Должно быть, хорошо быть китом».

Путешествие вышло на редкость продуктивным. По возвращении Коровин выполнил заказ Мамонтова — специально для павильона «Крайний Север» художник написал десять монументальных панно, которые украсили стены затейливой деревянной постройки.

От Русского Севера до египетских пирамид: как и где путешествовали знаменитые русские художники

Оформленный Коровиным павильон «Крайний Север» на Всероссийской промышленной и художественной выставке 1896 года в Нижнем Новгороде

Источник:

Максим Петрович Дмитриев, Public domain, via Wikimedia Commons

Илья Репин в Париже

Илья Репин много времени провел в Париже, даже несмотря на то, что поначалу французская столица произвела на него не самое лучшее впечатление.

От Русского Севера до египетских пирамид: как и где путешествовали знаменитые русские художники

Илья Репин. «Парижское кафе». Ок. 1875

Источник:

Fine Art Images via Legion Media

«Мы в Париже, уже вторая неделя пошла. Дела наши плохи: ноги отбили, искавши мастерскую, — ничего нет, все позанято или осталась такая дрянь, что ужасно», — писал Репин критику Владимиру Стасову в ноябре 1873 года, прибыв в город с женой и маленькой дочкой.

<p>Илья Репин</p>

«Жутко делается в таком городе. Является желание удрать поскорее, но совестно удрать из Парижа на другой день. Сделаешься посмешищем в родной стране, которая очень не прочь похохотать после сытного обеда над ближним»

Тем не менее художнику удалось довольно быстро освоиться в городе — вскоре Репин писал Виктору Васнецову, чтобы тот копил деньги и обязательно приезжал в гости, потому что «только в Париже узнаешь цену и значение всему». А Крамскому художник признавался, что все уже не так и плохо: «Итак, я преодолев трусость, остался в Париже на целый год <…> и хорошо сделал, что остался: много хорошего вижу каждый день. Климат мне полезен, я сов­сем здоров и есть много охоты работать, что бы то ни было».

От Русского Севера до египетских пирамид: как и где путешествовали знаменитые русские художники

Илья Репин. «Портрет Ивана Тургенева». 1874

Источник:

Wikimedia Commons

Репин поселился на Монмартре, ходил в театры, на выставки, написал картину «Садко». А затем получил заказ от Павла Третьякова на портрет жившего в Париже Ивана Тургенева.

В марте 1874 года он начал работу. Чтобы не тратить время на дорогу, поселился поближе к знаменитому писателю, а еще стал вхож в салон Полины Виардо, где бывали многие знаменитые деятели культуры.

После первого сеанса Тургенев портрет похвалил, но на следующий день прислал Репину записку, в которой сообщил, что госпожа Виардо картину забраковала. Пришлось начинать заново. Новый портрет, правда, не понравился уже самому художнику и заказчику — Павлу Третьякову. В итоге картину приобрел Савва Мамонтов. Уже при советской власти портрет все-таки оказался в коллекции Третьяковской галереи.

Василий Суриков в Швейцарии

Василий Суриков отправился в Швейцарию с целью изучить натуру для работы над картиной «Переход Суворова через Альпы». К своим историческим полотнам художник подходил со всей серьезностью. Изучения литературы и военной формы павловского времени в музеях ему показалось мало — необходимо было поработать и над достоверным пейзажным фоном. Для этого в 1897 году он и прибыл в швейцарский город Интерлакен. Ходил в горы, преодолевал небольшие перевалы, скатывался по снегу, проверяя, как он ведет себя под ногами.

От Русского Севера до египетских пирамид: как и где путешествовали знаменитые русские художники

Василий Суриков. «Переход Суворова через Альпы». 1899

Источник:

Wikimedia Commons

Из Интерлакена Суриков писал брату Александру: «Ну, вот мы и в Швейцарии. Гор, брат, тут поболее, чем у нас в Красноярске. Пишу этюды для картины. Только дорого в отеле жить. Платим по 6 рублей в день со всех. Вот как дуют. Только я хочу завтра с Олей поискать в деревне тамошней пожить, покуда кончу этюды. Вот уже два дня прошло. Мы тебе еще будем писать из-за границы. Думаю здесь прожить месяца полтора, до августа. Потом я тебе опишу здешние виды, когда вернусь в Москву. Я сегодня страшно устал — поднимались на ледники».

В следующем послании он описал новые подробности горных приключений: «Я все хожу в горы писать этюды. Воздух, брат, отличный! Как в горах у нас в Сибири. Англичан туристов пропасть на каждом шагу. Льды, брат, страшной высоты. Потом вдруг слышно, как из пушки выпалит, это значит какая-нибудь глыба рассыпалась. Эхо бесконечное. Жить сравнительно не так дорого, как в Интерлакене (это модное место), однако по 4 рубля в день».

Картина была готова к столетию знаменитого марша русской армии под предводительством Суворова — полотно приобрел император Николай II.

Иван Шишкин на Валааме

Начиная с 1840-х годов Валаам стал привлекать многих русских художников, в том числе Ивана Шишкина, который провел на ладожском острове целых пять сезонов. В первый раз живописец отправился на Валаам в 1858 году вместе с товарищем по Императорской Академии художеств Александром Гине.

«Нам <…> предложили на Совете ехать нынешнее лето на Валаам на Ладожском озере, там монастырь, местность великолепная, часто туда посылают наших учеников, и редкий год не бывает кого-нибудь из наших. Туда часто посылают на выдержку, потому что там природа такая разнообразная, дикая и, следственно, трудная…», — писал Шишкин родителям. Из путешествия художник привез множество этюдов.

От Русского Севера до египетских пирамид: как и где путешествовали знаменитые русские художники

Иван Шишкин. «Сосна на Валааме». 1858

Источник:

Wikimedia Commons

Осенью того же года Валаам посетила императорская чета. Марии Александровне, жене Александра II, в монастыре преподнесли одну из картин Шишкина, которую тот оставил в обители в качестве подарка. По словам художника, расставались монахи с картиной неохотно и с надеждой, что тот вернется и напишет им еще одну.

Шишкин не заставил себя долго ждать: на следующий год приехал снова и активно восхищался величием северной природы. «И мы теперь шляемся под дождем и под ветром, ходим смотреть волны — да, действительно, я еще до сих пор ничего подобного не видывал, даже и вообразить-то не мог. Страх что такое. Хлещут в скалы вверх сажень на восемь… Есть где разгуляться… Несмотря на весь ужас их действия, мы смотрим на них с величайшим удовольствием», — писал он.

В созерцание и в работу Шишкин погружался настолько, что периодически забывал, какой на дворе день. Одно из писем он датировал так: «Валаам. Июль, числа не знаю, знаю только, что последние числа. Четверть 11 часов ночи. 1859 год». Кстати, большую золотую медаль Академии художеств Шишкину присудили за пейзаж «Вид на острове Валааме. (Местность Кукко)».

От Русского Севера до египетских пирамид: как и где путешествовали знаменитые русские художники

Иван Шишкин. «Вид на острове Валааме (Местность Кукко)». Ок. 1860

Источник:

Wikimedia Commons

Василий Поленов в Египте

На Ближний Восток Василий Поленов отправился в поисках вдохновения: художник задумал написать большую картину на евангельский сюжет о Христе и грешнице.

Осенью 1881 года Поленов узнал, что его знакомый — художник и историк искусства Адриан Прахов — планирует поездку по интересующему его маршруту вместе с учеником, князем Семеном Абамелек-Лазаревым. В путешествие отправились все вместе. Сначала на поезде до Болгарии, оттуда на пароходе в Константинополь, а затем — в Александрию. Дальше путники прибыли в Каир, а из египетской столицы поплыли вверх по Нилу.

От Русского Севера до египетских пирамид: как и где путешествовали знаменитые русские художники

Василий Поленов. «Нил у Фиванского хребта». 1881

Источник:

Wikimedia Commons

На третий день в Каире Поленов отправился изучать великие пирамиды Гизы. Там художник столкнулся со специфическим туристическим «сервисом»: пирамидами тогда «заведовало» племя бедуинов. За восхождение нужно было заплатить 5 франков, но на этом приключения только начинались.

«Не успели мы осмотреться, как нас окружили бедуины, подхватили под руки и потащили наверх. Операция эта совершается следующим образом. Двое тянут вас за руки, а двое подсаживают в зад. А несколько карабкаются рядом и стараются вас отбить, доказывая, что именно они-то и суть те настоящие проводники. Таким образом начинается восхождение. Бедуины в это время объясняют вам на упрощенных европейских диалектах, что это пирамиды и что это „tresbon“ и „verygood“, „colossal“, даже попадается русское „хорошо“, и что это очень трудно, притворяются запыхавшимися и что за все это надо „bonbakchich!“. Минут через 30 я очутился на вершине пирамиды Хеопса», — писал Поленов маме, Марии Алексеевне, 16 декабря 1881 года.

От Русского Севера до египетских пирамид: как и где путешествовали знаменитые русские художники

Василий Поленов. «Христос и грешница». 1888

Источник:

Wikimedia Commons

Из поездки художник привез множество набросков и этюдов. Монументальная картина «Христос и грешница» была представлена публике в 1887 году (годом позже художник внес в нее небольшие изменения) — ныне она хранится в Русском музее. В 1899-м Поленов снова отправился на Ближний Восток за материалами для своей евангельской серии, имевшей большой успех.

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения