Драматический сериал «Союз Спасения. Время Гнева», показ которого стартовал в онлайн-кинотеатре KION, рассказывает историю декабристов и раскрывает их не просто как исторических персонажей, но как личностей — молодых людей с их мечтами и страхами.
Сериал Ильи Лебедева и Никиты Высоцкого «вырос» из полнометражного фильма Андрея Кравчука «Союз Спасения», который вышел на большие экраны в 2019 году. Однако команде нового проекта пришлось значительно расширить географию съемок.
Съемочная группа сериала отправилась в масштабную экспедицию по городам России. Одна из задач авторов состояла в том, чтобы показать XIX век во всей его красоте и вывести на экраны как народные деревни, так и императорские дворцы. В кадре зрители увидят как привычные петербургские интерьеры, так и заново выстроенные в разных уголках России декорации.
Санкт-Петербург
Музей Державина
Действие сериала начинается во Франции, где русские офицеры празднуют победу над Наполеоном, знакомятся с европейской страной и задумываются о необходимости перемен в России, а затем переносится в Санкт-Петербург.
Казалось бы, в Петербурге можно снять любую эпоху, но авторам сериала все же пришлось использовать компьютерную графику. «Сама эпоха очень красивая, и я могу сказать, что никто не видел такого Петербурга, который мы сделали в сериале. Но и подготовка была очень сложной», — рассказывает режиссер Илья Лебедев.
«Например, сегодня нет той Сенатской площади, какую видели декабристы. На этом месте парк. Поэтому нам приходилось брать узкие кадры и восстанавливать площадь по всем фильмам и картинам с помощью консультантов. Мы рисовали 3D-модель площади, обсуждали детально, кто где стоял, какие полки откуда шли. Сами себе были историками», — добавил он.
«Конечно, мы снимали и в настоящих дворцах, и, например, в музее Державина, — рассказывает художник-постановщик сериала Сергей Тырин, работавший над фильмами „Стрельцов“ и „Живой“. — Но нужно понимать, что построить стены и потолок — это одно, а дальше начинается поиск мебели эпохи, которую разыскать очень сложно. Многие дворцы, кстати, нам отказывали — например, Ораниенбаумский, — потому что киносъемка — это такая вещь: врывается толпа 100 человек, с различной экипировкой, начинает что-то двигать. А музейные люди очень трепетно ко всему относятся. Поэтому мы благодарны тем, кто нам доверился».
Тверь
Тверской императорский дворец
В одной из серий «Времени Гнева» показан визит представителей императорского двора в Варшаву. Европейским городом в сериале стала Тверь, а точнее, Тверской императорский дворец на Соборной площади, построенный в XVIII веке.
«Это одно из немногих мест, где нам было абсолютно комфортно вести съемки, и мы до сих пор переписываемся с сотрудниками этого дворца, — рассказывает Сергей Тырин. В Твери у нас были натурные и интерьерные сцены, и воспоминания остались прекрасные».
Псков
Пушкинские горы
На западе Псковской области есть поселок Пушкинские горы, о котором писал Сергей Довлатов, работавший в нем экскурсоводом. В Здешних усадьбах команда «Времени Гнева» снимала зимнюю Украину.
«В Пушгорах есть усадьбы, которые так или иначе имеют отношение к Пушкину, той эпохе. Например, двухэтажный особняк в селе Петровское, где находится родовое имение Ганнибалов. Здесь мы снимали масштабную сцену разграбления, а также сцены бала. Локацию мы сделали более кинематографичной, добавили зеленые шторы, подобрали мебель в цвет, повесили картины, соответствующие нашей эпохе и нашему замыслу. И, кстати, в усадьбе нам разрешили жечь свечи, что почти нигде делать было нельзя. Это была очень удачная локация», — рассказывает Сергей.
Ростов-на-Дону
Кинодеревня
Самой дальней локацией, куда добралась команда «Времени Гнева», стал Ростов-на-Дону.
«В Ростове есть кинодеревня, построенная для большого проекта про казачество, и нам от нее остались некоторые конструкции. Мы перестроили казачьи дома в украинские и снимали сцены из истории Южного общества декабристов, которое в действительности располагалось под Киевом. Перестройку деревни мы делали радикальную, она заняла около трех месяцев: меняли крыши у домов, настилали камыш. А после съемок мы должны были вернуть деревне прежний вид», — продолжает Сергей Тырин.
«Надо сказать, что в Ростов-на-Дону мы приехали снимать зиму, а в той области было не особо холодно и совсем не снежно, — рассказывает Илья Лебедев. — На улице было +15, но Сергей все сделал замечательно, с нуля „застелил“ площадку искусственным снегом, и мы лишь немного поправили его работу графикой».
Фото предоставлены съемочной группой сериала