Начало модного дома
Основатель модного дома Гуччо Гуччи появился на свет 26 марта 1881 года третьим из шести детей в семье кожевенника Габриэлло Гуччи, переехавшего во Флоренцию из Тосканы. Гуччо с детства был вовлечен в дело отца, однако не спешил вовлекаться в кожевенный бизнес. Ему хотелось повидать мир, понять, чем на самом деле он хотел бы заняться.
Не надеясь на поддержку родителей, Гуччо отправился искать удачу за границей и добрался до Лондона, где с 1899 года служил в отеле Savoy. Роскошная гостиница, открытая Сезаром Рицем была оснащена электрическим освещением, лифтами и ванной в каждом номере — невиданный комфорт для начала XX века. В «Савое» останавливались члены королевских семей, аристократы, актрисы и магнаты. Гуччи несколько лет служил в отеле лифтером, вдохновляясь элегантными гостями высшего класса, а также их багажом — изделиями лучших компаний по производству сумок и чемоданов.
Вернувшись в родную Флоренцию, Гуччо устроился на работу в транспортную компанию Luxury Tour Operator и женился на швее Аиде Карделли. После Первой мировой войны Альда и Гуччо с детьми перебрались в Милан, где ему предложили должность управляющего директора Franzi, известной кожевенной мануфактуры.
Набравшись опыта, Гуччи с семейством вернулся во Флоренцию в 1921 году и основал собственный бренд по производству и продаже изделий из кожи.
На Виа делла Винья Нуова во Флоренции открылся первый магазин с элегантной табличкой G. GUCCI & Co в стиле ар-деко. В ассортименте была представлена экипировка для наездников, дорожные аксессуары и кожаные сумки. На каждом изделии красовался дебютный логотип бренда — миниатюрная фигурка носильщика с саквояжем, отсылка к годам, проведенным в Savoy.
Классическая красная и зеленая полоса Gucci — дань памяти к зарождению модного дома: эти цвета использовались в производстве английского седельного снаряжения.
В своих товарах Гуччи успешно сочетал утонченность, которую впитал во время жизни за границей с мастерством итальянских ремесленников.
Империя Гуччи: отец и наследники
В начале 1930-х бизнес Гуччо Гуччи процветал. К 1937 году маленькая лавка уже не вмещала масштабы их производства, и марка Gucci увеличила масштабы производства, освоив выпуск дамских сумок, ридикюлей и перчаток.
Ситуация изменилась, когда предвоенные санкции Лиги Наций в отношении Италии привели к дефициту высокосортной кожи. Вынужденный выкручиваться из ситуации Гуччо ввел новшество — вместе с мастерами из Неаполя разработал плотную ткань из конопляного волокна, напоминающую парусину. На ней впервые появился фирменный принт Gucci: темно-коричневые ромбы на более бледном фоне.
В ассортименте модного дома появились чемоданы и сумки из пеньки и джута. Работа с альтернативными материалами закрепила за Гуччи статус смелого новатора на рынке аксессуаров.
Бизнес Гуччи превратился в семейный, когда к компании присоединились наследники Гуччо: Альдо, Васко, Родольфо и приемный (сын супруги от первого брака) Уго; дочь Гримальда в бизнесе не участвовала.
Больше всех амбиции кипели у старшего Альдо. Он вовлекся в дело отца еще в 1925 году и проявлял особую изобретательность в разработке новых продуктов, включая первую сумку из свиной кожи.
Именно он в 1933 году придумал знаменитый логотип с двойной G, задолго до того, как появились понятия «айдентика» и «брендинг». Этот символ стал не просто логотипом, а знаком принадлежности к миру роскоши и стиля. В 1938 году по настоянию Альдо Гуччио расширил бизнес, открыв отделение в Риме и новую точку продаж на главной модной улице Виа деи Кондотти.
В послевоенной Италии сохранялся дефицит материалов, и Гуччо с Альдо продолжали экспериментировать. В 1947 году бренд представил легендарную Bamboo Bag с изогнутыми ручками из обожженного бамбука — культовую модель бренда, ставшую символом эпохи и неоднократно перевыпущенную впоследствии.
В начале 1940-х 60-летний Гуччо начал постепенно отходить от дел и делегировал большинство решений сыну Альдо. Он переехал в семейный особняк в Западном Сассексе в Великобритании, откуда наблюдал за дальнейшим развитием бренда.
Стараниями его сына Родольфо, большого любителя светской жизни, вещи модного Дома стали носить голливудские звезды — Ингрид Бергман, Грейс Келли и Жаклин Кеннеди. Одри Хепберн в «Римских каникулах» выгуливала шелковый платок и лоферы бренда.
Знаменитые лоферы с металлической пряжкой в виде трензеля (составляющей удил) стали негласным дресс-кодом голливудской элиты — их носили Джон Уэйн, Фрэнк Синатра, Джек Николсон и другие селебрити. В 1985 году эта модель обуви заняла почетное место в Метрополитен-музее — таково признание ее культурной значимости.
В 1951 году Родольфо Гуччи открыл бутик Gucci в Милане. Гуччо Гуччи никогда не стремился к глобальному расширению бизнеса, желая, чтобы его изделия оставались люксовыми и малодоступными для широких масс. Пока он был жив, компания не разрасталась за пределы Италии. Однако в 1953-м, за две недели до кончины отца и вопреки его воле, Альдо, Родольфо и Васко открыли бутик Gucci в Нью-Йорке — в отеле Savoy Plaza на пересечении 59-й улицы и Пятой авеню. Открытие магазина сопровождалось беспрецедентным восторгом публики — все хотели заполучить вещи с биркой Made in Italy.
2 января 1953 года отец-основатель компании скончался и был похоронен в семейном мавзолее Гуччи во Флоренции. После его смерти компания перешла в руки сыновей. Главный пакет акций достался Альдо, который развивал бренд в США и продолжал руководить римским бутиком. Родольфо управлял миланским филиалом вместе со своим сыном Маурицио, а Паоло, сын Альдо, занимался творческим развитием Gucci, направлением Gucci Parfums и отвечал за линейки одежды Gucci.
Страсти дома Gucci
Завоевав Америку, бренд Gucci устремился в сторону Азии, покоряя Токио, Гонконг и другие города. В середине 1970-х модный Дом открыл парфюмерное направление — в 1974 году на полках появился Gucci № 1, сочетающий ноты зелени и альдегидов. За почти 50-летнюю историю под брендом Gucci вышло более сотни парфюмов, многие из которых стали настоящими хитами.
Продолжению успеха сопутствовали разногласия наследников империи, частично отраженные в голливудской драме «Дом Gucci» с Леди Гагой и Адамом Драйвером. В 1973 году умер Уго, в 1974-м — Васко. Оставшись вдвоем, Альдо и Родольфо решают поделить бизнес, но предприимчивый Альдо, не афишируя, вывел американский филиал в отдельный бизнес.
В 1980-е его сын Паоло мечтал запустить собственный бренд Gucci Plus, что не совпадало с мнением отца. Его кузен Маурицио (именно его играет в фильме Адам Драйвер) в 1983 году унаследовал долю семейного бизнеса у скончавшегося отца, Родольфо Гуччи. Объединив доли и усилия, Паоло и Маурицио в 1984 году отстранили Альдо от руководства компании, но предсказуемо погрязли в судах. Дом Gucci пришел в некоторый упадок.
Желая возродить влияние модной империи, Маурицио передал контроль 48% компании бахрейнскому холдингу Investcorp и использовал полученные деньги, чтобы выкупить доли Паоло и Альдо. К 1990 году Маурицио остается единственным наследником Гуччо Гуччи, а в 1993-м он продает Investcorp оставшиеся у него 50% фамильного бизнеса.
На момент продажи модного дома внук основателя бренда находился в процессе развода с Патрицией Реджани, которая успела получить право на компенсацию в размере $1 млн в год. Итальянка с сомнительным прошлым осталась не удовлетворена условиями развода и заказала убийство экс-супруга: в 1995-м Маурицио Гуччи был застрелен киллером, которого наняла его бывшая жена.
К 2004 году полный контроль над империей Gucci перешел конгломерату Pinault-Printemps-Redoute (PPR). Сегодня официальный владелец марки — французский холдинг Kering, специализирующийся на предметах роскоши. Компании, основанной в 1962 году Франсуа Пино, также принадлежат бренды Yves Saint Laurent, Balenciaga, Bottega Veneta, Creed, Maui Jim и Alexander McQueen.
Парад дизайнеров: от Тома Форда до вакантной позиции
В 1989 году Маурицио нашел для бренда нового главного дизайнера — Доун Мелло. Дама с 15-летним опытом работы фэшн-директором универмага Bergdorf Goodman прекрасно понимала взаимосвязь роскоши и эксклюзива. Первым делом она порекомендовала сократить количество магазинов Gucci по всему миру: из тысячи с лишним работать продолжили всего 180.
Она же пригласила во Флоренцию никому не известного дизайнера из Perry Ellis — Тома Форда, который через 5 лет сменил Мелло на позиции главного дизайнера бренда. К тому времени прибыль компании увеличились практически в два раза. После ухода Тома Форда пост креативного директора Gucci по очереди занимали его сподвижницы и ученицы: Алессандра Факкинетти и Фрида Джаннини, при которой бренд объявил о запуске производства декоративной косметики.
В декабре 2014 года генеральным директором Gucci был назначен Марко Биццарри, бывший генеральный директор Bottega Veneta. Ему было поручено обратить вспять падение продаж, дав новый импульс бренду. В январе 2015-го Биццарри выдвинул на пост креативного директора Алессандро Микеле, который работал в модном Доме с 2002 года и был заместителем Фриды Джаннини.
Во время показа в феврале 2015 года Микеле представил публике «иной Gucci» — как писала пресса, с «утонченным, интеллектуальным и андрогинным флером». Микеле возродил классику Gucci, логотип с двойной буквой G, сумку Jackie O. и создал новые культовые аксессуары — например, сумочку Dionysus. В 2019 году он же запустил первую коллекцию высокого ювелирного искусства Gucci под названием Hortus Deliciarum («Сад насладжений», которая пополняется каждый год. Но успех, как известно, не вечен, и 23 ноября 2022 года эра Алессандро Микеле закончилась — он покинул Gucci.
В январе 2023 года креативным директором Gucci был назначен Сабато де Сарно, однако общая ситуация в мире и падение спроса на предметы роскоши не смогли спасти бренд от экономического спада. Продажи бренда продолжают снижаться, как и у всех марок, входящих в конгломерат Kering. Срок полномочий Де Сарно в Gucci преждевременно завершился 6 февраля 2025 года — менее чем через два года после вступления в должность.
Ближайшая коллекция осень — зима 2025, представленная 25 февраля на Миланской неделе моды, разработана дизайнерской командой Gucci. Компания обещает, что вскоре объявит нового креативного директора, и, по разговорам, должность может занять Эди Слиман, который не заключал контрактов после ухода из Celine. Что в действительности принесет 2025 год империи Gucci — покажет время.